Также: Политика, Мир

статья Путин собирает осколки

Леонид Велехов, 14.12.2000

Владимир Путин уже в Гаване. В июле он побывал в Северной Корее, осенью принял приглашения эмиссаров Саддама Хусейна и Муамара Каддафи посетить Ирак и Ливию. Жаль, правда, не сумел встретиться со Слободаном Милошевичем - того в октябре скинул его многострадальный народ. Впрочем, за несколько дней до его свержения Путин все-таки пригласил его в Москву - "обсудить результаты" сфальсифицированных Милошевичем выборов. Увы, не успели.

А так, в общем, компания новых зарубежных друзей Москвы сложилась неплохая. Это в США их называют "изгоями", а для нового кремлевского руководства, одержимого прямо-таки маниакальным желанием построить "многополярный мир" и возродить "сверхдержаву" с глобальными амбициями, они - "традиционные, давние и надежные партнеры", как сказал Путин о Кастро в интервью, данном накануне отлета в Гавану.

Кастро - партнер надежный, ничего не скажешь. Одних долгов бывшему СССР за ним, по самым скромным оценкам, от 19 до 25 млрд долларов (не считая задолженности по военно-техническим поставкам). На протяжении всего последнего десятилетия Гавана заводила в тупик переговоры о долге, отказываясь его признавать и сетуя при этом, что Россия не хочет развивать с ней экономическое сотрудничество. Недавно признала - и предлагает теперь списать подчистую.

Впрочем, как подчеркивали накануне кубинского визита в своих интервью "высокопоставленные источники в Кремле" и самый высокопоставленный из них, российский президент, долги и всЈ такое прочее - темы для обсуждения и урегулирования на более низком, не президентском уровне. А лидеры будут говорить в основном о высоком - о необходимости "восстановить позиции России в Латинской Америке" и "вывести Кубу из режима санкций" (очевидно, это взаимосвязанные задачи), о "процессах глобализации", которые "не должны пролонгировать сегодняшнее состояние бедности одних государств и супербогатства других". В общем, репертуар, пардон, повестка дня выбрана прямо для Кастро. Его хлебом не корми, а дай поговорить об американских санкциях и "несправедливом мироустройстве" (выражение г-на Путина из его интервью кубинскому телевидению). Памятуя, что 74-летний команданте до сих пор произносит спичи на подобные темы по пять часов кряду, начинаешь беспокоиться: успеет ли его менее искушенный в ораторском искусстве собеседник раскрыть свое "видение глобализации"?

Впрочем, поговорят лидеры и о восстановлении экономического сотрудничества. По мнению самого крупного по статусу авторитета в этой области - сопредседателя межправительственной российско-кубинской комиссии Сергея Шойгу - речь должна идти о "восстановлении того уровня сотрудничества, который был при Советском Союзе". Такой замах немного пугает. О "том" уровне лучше всего говорит размер кубинского долга. Откуда сегодня Россия возьмет 15 млн тонн нефти, которые СССР на сверхльготных условиях ежегодно отгружал Кубе (так, что острову не только на собственные энергетические нужды хватало, но еще и на перепродажу оставалось)? Впрочем, не будем ловить на слове не самого красноречивого из российских министров.

Другое дело, что очень много блефа в речах кремлевских чиновников, когда заходит речь о возобновлении сотрудничества с Кубой. Возьмем, например, АЭС в Хурагуа. Кремлевский "высокопоставленный источник" сообщил Интерфаксу, что "АЭС построена на 60 процентов". В общем, хоть сейчас засучивай рукава и достраивай оставшиеся сорок. Однако по оценкам американских специалистов, пользующихся базой разведданных, недостроенная АЭС в Хурагуа представляет собой сегодня не более чем "насквозь проржавевший металлический остов, скрывающий лишь пустоту". Строительные работы были прерваны в 1992 году; за это время то, что должно было стать АЭС, пришло в полное запустение. Для того чтобы возобновить и довести до конца строительство АЭС, требуется по меньшей мере 700 млн долларов. Еще в мае 1999 года Россия и Куба подписали соглашение о создании СП и начали поиски инвесторов из третьих стран, да так и не нашли. Попытки сколотить консорциум с участием Германии, Италии и Бразилии закончились провалом. И это немудрено. Помимо всего прочего, проект АЭС в Хурагуа вызывает жесткую критику со стороны Соединенных Штатов. Он аналогичен чернобыльскому, его основу составляет легководный реактор, и перспектива заполучить подобное сооружение в непосредственной близости от своих берегов (АЭС расположена на южном побережье острова, в 280 км от Флориды) не радует американский Конгресс.

Еще один миф о перспективах российско-кубинского сотрудничества воскрес совсем недавно, накануне путинского визита. Такое даже впечатление, что его приберегли специально, чтобы оживить не слишком богатую фактуру грядущих переговоров Путина с Кастро. Стало известно, что глава группы "Интеррос" Владимир Потанин был принят Путиным и проинформировал его о "проекте строительства на Кубе никелевого завода". "Норильская горная компания" готова инвестировать в строительство необходимые 300 млн долларов. Собственно, завод этот строят давно - с 1983 года. Тогда, в 80-е, в строительстве участвовали несколько стран - членов СЭВ. В 90-е все замерло на мертвой точке. Несколько лет назад переговоры о возможности инвестирования в строительство никелевого комбината вели канадцы, но сделка не состоялась. Все связанное с никелем, одним из главных природных богатств Кубы, до революции 1959 года находилось в руках американских промышленных групп. После революции вся собственность иностранных и национальных компаний была национализирована, однако сами компании с этим не согласились. По некоторым сведениям, именно давление Вашингтона заставило три года назад канадский консорциум KWG отказаться от амбициозного никелевого проекта. Г-н Потанин, видимо, авантюрнее канадцев. Впрочем, сложности с американцами предстоят в будущем, после ухода Кастро, а вот как сегодня российский предприниматель будет сотрудничать с кубинцами? На Кубе ведь даже, к примеру, не существует законодательства о разделе продукции.

Но на что не пойдешь, когда речь идет о возрождении былого величия "сверхдержавы"?

Леонид Велехов, 14.12.2000