Ничто на Земле не проходит бесследно
11 июня швейцарская газета Neue Zuercher Zeitung cообщила о начале международной полицейской операции против "отмывания денег российской организованной преступностью". Операция получила название "Паутина". Проведены обыски в 70 городах Италии, а также США, Канаде, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии и Монако. Арестовано свыше 50 человек, из них 20 только в Италии. Почти половина - российские граждане. Уже конфисковано недвижимости и арестовано банковских счетов на сумму в несколько сот миллионов евро. В отношении 150 предпринимателей начало следствие. Им инкриминируют ежегодное отмывание $3 млрд доходов от российского наркобизнеса, незаконной оружейной торговли, проституции и контрабанды. Российские правоохранительные структуры в операции не участвуют. Тем не менее полицейские власти Швейцарии и Италии так пока не опровергли предположения журналистов о взаимосвязи "операции "Паутина" с апрельско-майской конфиденциальной миссией Счетной палаты в Швейцарии.
Если кто забыл, 21 мая швейцарская Le Temps объявила, что главной целью думско-президентских контролеров была история погашения в ноябре 1996 года долга Анголы перед СССР в размере $5 млрд, перешедшего по наследству к России. У швейцарской прокуратуры вызвали подозрения размеры комиссионных посредникам в сделке российского и ангольского правительств по урегулированию долга - около $750 млн. Средства эти были заблокированы прокуратурой Конфедерации в швейцарском банке UBS. В этой связи Le Temps упоминала имена бывшего первого замминистра финансов России, а ныне председателя совета директоров ОАО "Севернефть" Андрея Вавилова и нынешнего главы российского правительства Михаила Касьянова.
Между тем сегодня, 14 июня, по просьбе генпрокурора Владимира Устинова Совет Федерации отложил на две недели вопрос об утверждении Вавилова сенатором от Пензенской области. Накануне изъявил желание оставить свой пост заместитель генпрокурора - главный военный прокурор Михаил Кислицын. Сегодня верхняя палата утвердила его отставку.
Кислицын, сменивший в ГВП "скуратовца" Юрия Демина, просидел на своем посту недолго. Однако, как поговаривают, именно он заблокировал уголовное преследование хозяина "Севернефти" по громкому "делу генерала Олейника". В 1996-1997 годах в результате феноменально запутанного взаимозачета долгов между Минобороны РФ, "Газпромом", Национальным резервным банком и компанией "Единые энергетические системы Украины" федеральный бюджет потерял приблизительно $350 млн. Основным обвиняемым ГВП сделала генерал-полковника Николая Олейника, возглавлявшего тогда Главное управление военного бюджета и финансов Минобороны. Генерал сел. А Вавилов прошел по делу как свидетель.
Между тем подлинным организатором сделки большинство экспертов считают именно г-на Вавилова (напомним - в 1992-1997 гг. он занимал пост первого заместителя министра финансов РФ). Выступая в качестве свидетеля по делу, замминистра обороны РФ Любовь Куделина (в те времена - заместитель министра финансов, директор департамента финансирования оборонных отраслей Минфина) подтвердила наличие и аутентичность документов, подписанных Вавиловым и касающихся организации самого дорогого в истории взаимозачета.
Дело, однако, продолжается. По оценке большинства комментаторов, сам Вавилов пожелал представлять в верхней палате законодательную власть Пензенской области (где ранее никогда не бывал) прежде всего потому, что именно теперь ему очень нужен иммунитет от судебного преследования. Что интересно, на момент появления Вавилова в Законодательном собрании области у региона уже был свой сенатор - председатель совета директоров авиакомпании "Трансаэро" Александр Плешаков. Его пензенские законодатели отозвали, неожиданно возлюбив именно Вавилова.
Преемником главного военного прокурора Кислицына наблюдатели довольно дружно называют замгенпрокурора РФ Владимира Колесникова, работавшего в 1995-1999 годах заместителем министра внутренних дел, а затем до недавнего времени трудившегося на должности советника генпрокурора. Колесников известен своей близостью к так называемому негражданскому крылу президентской администрации. Более того, как поговаривают, именно с подачи советника генпрокурора в 2001 году была возбуждена целая серия уголовных дел против ряда ведомств (ГТК, МПС и пр.), а главное - против некоторых "олигархических" компаний. По мнению наших источников в Генпрокуратуре, Устинов видит в Колесникове не столько доверенного помощника, сколько навязанного Кремлем аппаратного соперника-соглядатая.
Зато Вавилов, предполагают в прокурорских кругах, возможно, как раз и является той самой жертвой, которой Москва хотела бы утолить аппетиты восставшей на "русскую мафию" международной полиции. Именно он мог бы представить интерес для расследований незаконной переброски теневых российских капиталов на Запад, а равно оборота этих денег за рубежом. По крайней мере его имя многократно упоминалось в связи с исчезновением в Швейцарии львиной доли ангольского долга, с финансовым кризисом 1994 года, со все тем же "делом генерала Олейника" (которое легко могло бы стать "делом замминистра Вавилова") и наконец в связи c полузабытым с 1999 года делом Bank of New York. ("Деньги русской мафии, - отмечает Neue Zuercher Zeitung, - попадали в Европу через банки в Нью-Йорке, а там инвестировались в акционерные общества или же поступали на счета сообщников, которые сотрудничали с организованной преступностью в России".)
Возможно, Генпрокуратура, атакуя Вавилова, целится в премьера Михаила Касьянова. Пока Касьянов в фаворе, однако кремлевская конъюнктура переменчива. Точно также можно предположить, что в Москве очень многие влиятельные люди, почитавшие за честь дружить с нашим героем в бытность его в Минфине, теперь предпочли бы видеть Вавилова не в сенатской курии, а на скамье подсудимых. Ведь искренне недолюбливающие друг друга генпрокурор Устинов и его заместитель Колесников, если получат на то соответствующие инструкции Кремля, конечно, не позволят знатному подследственному слишком уж разговориться.
Реквием по банковскому счету CO-101436 - Грани.Ру, 22.05.2002
Статьи по теме
Ничто на Земле не проходит бесследно
Бывший первый заммминистра финансов Андрей Вавилов является той самой жертвой, которой Москва не прочь утолить аппетиты восставшей на "русскую мафию" международной полиции. Именно он мог бы представить интерес для расследований незаконной переброски теневых российских капиталов на Запад, а равно оборота этих денег за рубежом.