Реквием по банковскому счету CO-101436
Странная, очень странная это была реструктуризация. Первоначально долг Анголы перед Россией составлял $5 млрд. В ходе переговоров, шедших с сентября 1995-го по октябрь 1996-го под руководством первого замминистра финансов Андрея Вавилова и при близком участии тогдашнего замминистра финансов Михаила Касьянова, сумма долга была сокращена аж на 70 процентов. Ладно бы речь шла о таких должниках бывшего СССР, как обойденные минеральными ресурсами Сирия или Куба. Но Ангола - с ее сверхъестественно богатой нефтяной провинцией Кабинда и кимберлитовыми трубками - вполне могла отдать побольше. Ан нет.
Еще более странной выглядела собственно схема погашения долга. В статье Сильвена Бессона "Россия переходит в наступление, требуя от Швейцарии вернуть коррупционные миллионы", помещенной 21 мая в швейцарской газете Le Temps, описывается лишь ее внешняя канва. Между тем выплаты реструктурировались аж на 10 лет. В рамках соглашения, подписанного российским и ангольским правительствами в ноябре 1996-го, Ангола обязывалась выплатить России $1,5 млрд в форме простых векселей до 2016-го.
Посредником и оператором сделки, по сведениям швейцарской прокуратуры, была определена подставная оффшорная компания Abalone Investments Limited, учрежденная французским гражданином и российским миллиардером Аркадием Гайдамаком, бизнесменом Пьером-Жозефом Фальконом, вхожим к ангольскому президенту Эдуарду душ Сантушу, и президентом банка "Российский кредит" Виталием Малкиным. Последний владел доверенностью на управление счетом # СО-101436, открытым Abalone Investments Limited в банке UBS, через который проходили средства по операциям с ангольским долгом.
Как установила швейцарская прокуратура, деньги с помощью довольно сложных многоходовок перекидывались тайным и явным бенефециариям сделки. Гайдамак и Фалькон получили соответственно $130 млн и $60 млн. Посол по особым поручениям Анголы во Франции Элисиу де Фигейреду сделался богаче на $18,8 млн. Наконец, доля самого Малкина составила $48,8 млн. Минфин России формально получил лишь $161 млн из $773 млн, выплаченных Анголой компании Abalone Investments Limited первым траншем. Еще $750 млн. швейцарские прокуроры, пораженные масштабом комиссионных, заблокировали на том самом счете в UBS.
Малкин после дефолта 1998 года оставил руководство банком (а сам банк быстро "сдал" свои металлургические активы) и уехал из России. Вавилов, который вряд ли много потерял на урегулировании ангольского долга, остался в пределах нашего безоглядно щедрого отечества. До сих пор хозяину ОАО "Севернефть" удавалось "отбиваться" от Генпрокуратуры по всем инкриминируемым ему криминальным эпизодам.
В публикации Le Temps упоминаются также счета российского гражданина Сергея Мажарова, якобы в начале 90-х сколотившего себе на организации таможенных "скидок" состояние примерно в $300 млн, а также весьма скромные на этом фоне, порядка SF240 тысяч, швейцарские сбережения известного криминального авторитета и экс-гендиректора ОАО "Красноярский алюминиевый завод" Анатолия Быкова. Однако именно Вавилов, не скрывает Le Temps, представляет для российских контролеров первоочередной интерес.
Похоже, статья в Le Temps - это не просто публикация о российских "грязных делишках", каких было великое множество - в том числе, кстати, и о скандальной истории урегулирования ангольского долга России. Факт конфиденциального пребывания в альпийской конфедерации в апреле-мае делегации аудиторов и специалистов Счетной палаты подтвердил Граням.Ру источник в аппарате СП. По оценке собеседников Граней.Ру в президентской администрации, статья в Le Temps - одно из звеньев скоординированной атаки ближайшего окружения президента Путина на позиции премьера Касьянова и его окружения.
Надо признать, Михаил Касьянов прекрасно держит удар. По его указанию Минфин за государственный счет нанял адвоката, с тем чтобы добиться возвращения заблокированных средств на счета федерального казначейства в ЦБ.