С такой наглостью - и на свободе
Сколь успешно выполняет российская юстиция задачи, которые ей ставит нынешняя власть в России, столь же не везет ей за пределами нашей родины. Сначала испанцы не выдали российскому правосудию Владимира Гусинского, потом (15 мая) англичане согласились считать политическим беженцем бывшего чекиста Александра Литвиненко, а на следующий день - еще один удар. Парижский суд в среду отказал российской Генпрокуратуре в экстрадиции беглого предпринимателя Михаила Живило, руководителя некогда одной из крупнейших металлургических фирм России - МИКОМа.
Безусловно, российская сторона будет объяснять дело тем, что между Россией и Францией нет соглашения об экстрадиции преступников. Однако до нынешнего года отсутствие таких договоров не мешало европейским судам идти навстречу российским правоохранителям - так, кстати сказать, был выдан России другой бизнесмен-беглец - бывший глава КрАЗа Анатолий Быков. При этом обвинения в адрес красноярского авторитетного предпринимателя были не более убедительны, чем обвинения в адрес Живило. Изменилось отношение к России - ее больше не считают нормальной европейской страной и всякий запрос о выдаче рассматривают с точки зрения политической ситуации.
Хотя в случае с Живило политическая составляющая не столь значительна, как, к примеру, в деле Гусинского или Литвиненко. Формально Михаил Живило обвиняется в покушении на кемеровского губернатора Амана Тулеева. Якобы обидевшись на борьбу, который тот с завидным упорством вел против МИКОМа, Живило "заказал" губернатора братьям Тихоновым - Виктору и знаменитому биатлонисту Александру. Наши ловкие спецслужбы убийство предотвратили, а Живило сбежал во Францию.
Неизвестно, "заказывал" ли Живило Амана Тулеева, но многим глава МИКОМа здорово мешал. Как раз тогда под эгидой Романа Абрамовича формировался холдинг "Российский алюминий", а Живило категорически не хотел отдавать новому металлургическому монстру контролируемый им Новокузнецкий алюминиевый завод. Тогда-то, очень своевременно, и возникло дело об убийстве. Глава МИКОМа скрылся, а завод перешел в руки новых владельцев.
Самое забавное, что по первости Михаила Живило никто особо и не искал - он купил дом в Париже и жил, ни от кого не скрываясь. Однако с потерей завода его бывший владелец не смирился и подал в суд на новых владельцев. Он обвинил главу холдинга "Сибирский алюминий" Олега Дерипаску, Михаила Черного и ряд других лиц в убийствах, мошенничестве и коррупции. Иск подали трейдерские компании, все еще контролируемые Михаилом Живило, - свои убытки они оценили в 900 миллионов долларов.
Сразу же после появления исков российские прокуроры вспомнили о Живило и потребовали его выдачи. Французская полиция задержала предпринимателя, и более месяца он просидел в парижской тюрьме. И вот теперь Живило на свободе.
Впрочем, похоже, на этом история не заканчивается. До ареста Живило не раз заявлял, что готов дать показания западным следователям и подтвердить свои обвинения в адрес крупнейших российских предпринимателей. По неподтвержденным слухам уже после ареста американцы предложили дать такие показания в обмен на участие в программе по защите свидетелей. Впрочем, не исключен и другой вариант. Глава Центра инвестиционных проектов и программ, весьма авторитетный в различных кругах Григорий Лучанский в преддверии заседания парижского суда предложил себя в качестве посредника между Живило и "Русским алюминием". Суть предложенного им компромисса примерно такова: Живило получает 20 миллионов долларов, и следствие забывает о выдвинутых против него обвинениях, а за это Живило отзывает свои иски из американского суда и забывает все, что когда-либо знал о деятельности "Русского алюминия" и его руководителей. Источники во все еще действующей московской штаб-квартире МИКОМа утверждают, что их шеф на столь маленькую сумму не согласен и хочет получить 100 миллионов долларов - реальную сумму задолженности НкАЗа перед МИКОМом.
Чем закончится торг, скоро выяснится. Если господа из "Русала" не пожадничают, то Михаил Живило вполне может вернуться в Россию и заняться каким-нибудь другим бизнесом. Если же стороны не сторгуются, мы можем узнать много нового про наших бизнесменов и политиков. Из американских газет, конечно.
Как алюминий над Парижем - Грани.Ру, 23.02.2001
Статьи по теме
С такой наглостью - и на свободе
До нынешнего года отсутствие двусторонних договоров о выдаче преступников не мешало европейским судам идти навстречу российским правоохранителям. Теперь изменилось отношение к России - ее больше не считают нормальной европейской страной и всякий запрос о выдаче рассматривают с точки зрения политической ситуации.