Локомотив скандальной истории
Из Сибири в Москву двинулся поезд. И идет он в аккурат по маршруту, проделанному некогда героиней "Сибирского цирюльника" Джейн. Хотя одним из пропагандистов этого путешествия выступает режиссер фильма Никита Михалков, цели пассажиров состава # 9 ничего общего с намерениями американской авантюристки не имеют. Путешественники - сотрудники аппарата российско-белорусского союза - проводят национальную акцию сбора подписей под лозунгом "Вернуть Бородина Родине!"
"Два долгих месяца, - говорится в листовках, которые раздает агитационная бригада, - Павел Бородин находится вдали от дома... В невыносимых условиях одиночной камеры. Без любимых... Верните Бородина на Родину!". Этого же требуют футбольный тренер Олег Романцев, певцы Иосиф Кобзон и Людмила Зыкина, актер Олег Табаков, первыми подписавшие обращение в защиту Бородина. Самый деятельный участник акции - глава Союза кинематографистов Никита Михалков, не желающий "глядеть из-за занавески, чем это кончится". У Михалкова, знающего Бородина как человека, который всегда "отзывался на просьбы других людей", нет "возможности сказать, прав тот или не прав". Дело в другом. Кинематографист "лично оскорблен тем, что Бородин находится там без предъявления обвинения, и за него решают - выпустить его или нет". Почему его держат? Он что, убийца? Он что, осужден? Таких, как Бородин, замечает Михалков, тысячи: "Любой организации, которая ворочает больше чем пятью миллионами, можно задавать такие же вопросы. Но взята именно эта фигура".
Еще Михалкову странно, что Бородина объявили в международный розыск. Можно подумать, Пал Палыч прятался, "выбил себе глаз, отрастил бороду, сделал пластическую операцию, и еду ему протягивали в спичечном коробке".
А вообще необходимо шире взглянуть на арест - постараться забыть, что Бородин госчиновник, подумать о нем просто как о русском человеке. Если американский гражданин, говорит Михалков, попадет за рубежом в опасность, то правительство США станет его спасать, потому что американцы себя уважают. Например, задумав проект "Сибирского цирюльника", он, Михалков, попросил Кевина Костнера высказать свое мнение о сюжете. Костнер ответил, что было бы неплохо, если бы американский сержант все-таки знал, кто такой Моцарт. Что же до Джейн, которая, как понял Костнер, является проституткой, лучше бы сделать ее не американкой, а, к примеру, англичанкой.
А вот в "Армагеддоне" наш космонавт - в ушанке и пьяный. Это уже пример того, как американцы относятся к русским. Жертвой подобного отношения, как считает Михалков, и пал Бородин.
Но сдаваться защитники Пал Палыча не собираются.
"Кто-нибудь из них приедет к нам, - предлагает Олег Романцев, - так можно посадить его в нашу тюрьму, а потом поменяемся. С волками жить - по-волчьи выть".
Суппортеру Бородина Романцеву и его "ребятам" арестованный "всегда внушал гордость". Защищает он экс-завхоза Кремля еще и потому, что его "хорошо знал". Как, впрочем, и другие участвующие в акции знаменитости.
Говорят, что если бы в 1999 году на выборах московского мэра победил Бородин, то Романцев непременно вошел бы в его команду. А еще Бородин в свою бытность управделами президента переселил сборную на базу в Бор (побывавший там Жак Ширак сказал, что даже во Франции нет таких великолепных загородных резиденций). С Михалковым же Бородина, например, связывала газета "Российские вести", которую Управление делами издавало совместно с Союзом кинематографистов.
В дружбе с Иосифом Кобзоном Пал Палыч признавался не раз, рассказывая, как они вместе оказывали помощь детским домам в Туле. Кобзон, кстати, и раньше проявлял сочувствие к заключенным - после октября 1993 года он посетил в следственном изоляторе Руслана Хасбулатова и Александра Руцкого. Кроме того, у певца тоже натянутые отношения с Америкой: его туда не пускают по подозрению в связях с преступными группировками.
В своих интервью Бородин говорил, что радеет за театры. Возможно, именно это заставило присоединиться к подписантам Олега Табакова. Что же касается певицы Зыкиной, то она уже давно занимается поддержкой государственных деятелей - помогала Виктору Черномырдину, Геннадию Селезневу. И идея агитпоезда для нее не нова. Накануне 55-летия Победы по инициативе Зыкиной свыше ста ветеранов отправились из Москвы в Берлин на "Поезде мира и согласия".
Бородинский же состав прибудет в Москву 2 апреля, в день, когда нью-йоркский суд должен начать рассмотрение вопроса об экстрадиции Бородина в Швейцарию. Тут кроме "Цирюльника" можно вспомнить и другой фильм - снятую по Довлатову "Комедию строгого режима", в которой поезд, как и в случае с Бородиным, является символом свободы. Зэки ко дню рождения Ленина ставят спектакль о революционерах. Арестанты настолько проникаются свободолюбивым духом постановки, что забираются в тюремный поезд и угоняют его. В фильме, правда, все заканчивается не очень хорошо, потому что железная дорога идет по кругу.
Статьи по теме
Локомотив скандальной истории
"Два долгих месяца, - говорится в листовках, которые раздает агитационная бригада, - Павел Бородин находится вдали от дома... В невыносимых условиях одиночной камеры. Без любимых... Верните Бородина на Родину!". Этого же требуют футбольный тренер Олег Романцев, певцы Иосиф Кобзон и Людмила Зыкина, актер Олег Табаков, первыми подписавшие обращение в защиту Бородина. Самый деятельный участник акции - глава Союза кинематографистов Никита Михалков, не желающий "глядеть из-за занавески, чем это кончится".