Как алюминий над Парижем
Арест главы МИКОМа (Металлургическая инвестиционная компания) Михаила Живило, происшедший в четверг в Париже, похоже, ставит точку в бурной истории корпорации, владевшей несколькими десятками крупнейших предприятий черной металлургии, угольными разрезами, сталелитейными фабриками и массой других менее крупных, но весьма замечательных предприятий.
Падение г-на Живило началось, как это у нас водится, с того, что он поссорился с властью. Правда, поначалу не с федеральной, а c региональной. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, чью избирательную компанию в 1997 году финансировал г-н Живило, вскоре после избрания к МИКОМу охладел. Поначалу, впрочем, он аккуратно выполнил все свои предвыборные обещания. При помощи банкротства братья Живило (МИКОМ возглавляли два Живило - Михаил и Николай) получили контроль над рядом крупнейших компаний Кузбасса. К ним отошел Западно-Сибирский металлургический комбинат ("Запсиб"), Новокузнецкий алюминиевый завод (НкАЗ) и еще с десяток предприятий поменьше. Однако спустя год г-н Тулеев пришел к выводу, что братья как-то не очень делятся получаемой прибылью. Поэтому после длительных баталий он отобрал (опять же через банкротство) у МИКОМа "Запсиб", а затем повел наступление широким фронтом.
Последней опорной точкой Живило на Кузбассе остался НкАЗ, отдавать который губернатору московский предприниматель никак не хотел. Тем более что возможности для этого у него были - владея 66 % акций предприятия, МИКОМ был также крупнейшим кредитором НкАЗа и даже в случае его банкротства мог назначить своего внешнего управляющего. Сложилась патовая ситуация, но тут алюминием заинтересовался Роман Абрамович, и дело сдвинулось с мертвой точки. В ход пошли силовые методы, и менеджеров МИКОМа сменили на НкАЗе менеджеры дружественного Абрамовичу Олега Дерипаски. Г-н Живило обратился в суд. Завод начало лихорадить. И возможно, МИКОМу удалось бы отстоять жемчужину своего бизнеса, если бы не счастливая случайность.
Неожиданно выяснилось, что обиженный судьбой Михаил Живило "заказал" чемпиону мира по биатлону Александру Тихонову кемеровского губернатора Амана Тулеева. И 1 сентября 2000 года новосибирская прокуратура выписала ордер на арест Михаила Живило. Пикантность ситуации состояла в том, что буквально за несколько дней до выдачи ордера г-н Живило без всяких возражений со стороны властей покинул Россию и отбыл в командировку, где его и застала эта новость. Живило предпочел не возвращаться. Это понятно - на его месте так поступил бы каждый. Номер-люкс в пятизвездочном отеле куда как комфортабельнее нар в новосибирском следственном изоляторе. Тем более что похоже, такое решение всех устраивало - и соперников по бизнесу Дерипаску и Абрамовича, и неубиенного губернатора Тулеева, и даже прокурорскую братву.
Поначалу г-на Живило даже никто особо не искал. Но тот, вместо того чтобы сидеть в своих заграницах тихо, развернул бурную деятельность. Три трейдерские компании, контролируемые Живило, подали иск на контролируемые Абрамовичем и Дерипаской "Русский алюминий" и "Сибирский алюминий", требуя компенсацию в 2,7 млрд долларов. В иске утверждалось, что НкАЗ у Живило был отобран "путем угроз, шантажа и вымогательства". Стерпеть такую наглость российские власти не смогли, и Живило объявили в розыск через Интерпол. После того как Олега Дерипаску не пустили в Давос, розыскные листы разослали во все 118 стран, входящих в Интерпол и объявили беглого заводчика особо опасным преступником.
В четверг французская полиция задержала Живило, который, по некоторым данным, за это время обзавелся домиком в Париже и даже собирался там жениться. И женился бы - если бы не поссорился с Абрамовичем. Теперь его судьба незавидна. Правда, отнюдь не исключено, что Франция не выдаст России арестованного металлурга. Наша прокуратура для этого должна предоставить убедительные доказательства участия Михаила Живило в организации покушения на Амана Тулеева, а с доказательствами у нее бедновато. И самое главное, прекрасно понимая, что ждет его в российской тюрьме Михаил Живило, по имеющимся сведениям, готов заключить соглашение с американцами. Они включают его в программу защиты свидетелей, а он за это рассказывает им все о нашем бизнесе и власти. А если г-н Живило заговорит, то невыездными у нас окажутся не только Абрамович с Дерипаской, но и еще очень много известных и влиятельных людей.
Живило не обращался с просьбой о предоставлении ему убежища во Франции - НТВ.Ру, 23.02.2001
Живило обвиняет - "Ведомости"/FLB.Ru, 21.12.2000
Живило всех живых - "Профиль", 04.09.2000
Раздел совместно нажитого - Vesti.Ru, 29.11.1999