статья Один Павел уже в темнице

Виталий Портников, 19.01.2001

Если для российских чиновников задержание бывшего кремлевского управделами в Нью-Йорке - беспрецедентное событие, шокировавшее всю российскую политическую элиту, то для американцев это отнюдь не первое решение заключить под стражу весьма влиятельную фигуру на постсоветском пространстве. Который месяц ожидает решения своей участи бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко, задержанный в США после неожиданного появления все в том же международном аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди и просьбы о предоставлении политического убежища.

Правда, помимо сходства - арест в аэропорту и просьба Генеральной прокуратуры Швейцарии о выдаче, - в обстоятельствах задержания Павла Лазаренко и Павла Бородина есть целый ряд различий. На момент своего задержания Павел Лазаренко уже не был премьер-министром Украины и не мог считаться даже влиятельным оппозиционным лидером. Его партия "Громада" находилась на грани раскола, происшедшего сразу же после бегства руководителя и спонсора за границу, Верховная рада Украины лишила опального экс-премьера дипломатического иммунитета, уголовное дело против него было возбуждено не только швейцарским, но и родным, украинским правосудием, действующим, как известно, с куда меньшей обходительностью. Решение Павла Ивановича бежать именно в США, а не в какую-нибудь небольшую страну Латинской Америки (например, Панаму, паспорт которой у Лазаренко имелся) наблюдателями в Киеве рассматривалось как показатель крайней самоуверенности бывшего главы правительства и его надежд на то, что американцы, в обмен на эксклюзивную информацию о коррумпированности высших украинских (и, возможно, российских) чиновников, предоставят Лазаренко политическое убежище и не будут мешать его деятельности в Америке. Но в США, как известно, с экс-премьером поступили совершенно иначе, заключив под стражу. Тем не менее спустя длительное время становится все очевиднее, что Лазаренко не сильно ошибся в своих расчетах. Соединенные Штаты не собираются выдавать его украинскому правосудию - а спастись от родной Генеральной прокуратуры для Павла Ивановича означает по крайней мере сохранить жизнь и здоровье. Лазаренко активно сотрудничает со следствием - и американским, и швейцарским. Сам факт его пребывания в американской тюрьме превратился в вечную головную боль ряда высокопоставленных украинских (и российских?) чиновников, которые отнюдь не могут быть уверены в своей безопасности: совершенно неизвестно, что такого рассказал о них бывший партнер и соратник американскому правосудию и в каком направлении работает американское следствие...

Наконец, оправившись от разгрома, заставившего его в панике бежать за границу, Лазаренко начинает восстанавливать свое влияние на Украине. Через своих доверенных людей он получает весьма подробную информацию о происходящем в родной стране. Люди, связанные с Лазаренко годами политического и делового сотрудничества, капиталы, способные повлиять на настроения многих людей и послужить проведению тщательно продуманных операций оппозиции, - все это осталось и может работать. Сторонники президента Леонида Кучмы с ужасом вспомнили о Лазаренко в самый разгар так называемого "пленочного" скандала на Украине, усмотрев в происходящем месть Павла Ивановича и его людей. И хотя доказать причастность Павла Лазаренко к происходящему возможно лишь эмпирическим путем, тем не менее само пребывание экс-премьера в США - вечный повод для устрашения украинской элиты, вынужденной оглядываться на так много знающий о ней Вашингтон.

В отличие от Лазаренко, Павел Бородин в США не бежал, а въезжал для подтверждения своего статуса действующего и международно уважаемого чиновника. Прятаться от правосудия ему как раз нужно было на родине, а не в стране, связанной со Швейцарской Конфедерацией договором о выдаче подозреваемых лиц. Кроме того, Бородин самих американцев не интересует, тогда как против Лазаренко они возбудили собственное расследование. Но тем не менее между историями о двух задержанных чиновниках есть сходство. Оно в том, что оба они могут сообщить правосудию немало ценной информации о своих коллегах - и Бородин, и Лазаренко обладают знаниями, которые могут способствовать началу расследований по отношению ко многим руководящим деятелям России, Украины и Беларуси. Так что в случае решения американского правосудия выдать бывшего кремлевского управделами Швейцарии Бородин превратится в еще один потенциальный кошмар постсоветского чиновничества.

Кого заложит Лазаренко? - Vesti.Ru, 27.06.2000

На фото: Павел Лазаренко. Съемки НТВ

Виталий Портников, 19.01.2001