Также: Политика | Персоны: Илья Мильштейн

статья Положение хуже бородинского

Илья Мильштейн, 18.01.2001

Арест в Нью-Йорке Пал Палыча Бородина - событие, чего греха таить, замечательное. Полноценная, первополосная сенсация. Громкий международный скандал. Торжество справедливости в особо крупных размерах.

С другой стороны, ничего неожиданного не произошло. О том, что исполнительному секретарю российско-белорусского cоюза на Западе лучше не появляться, известно с незапамятных времен. Равно как и о том, что на его имя Интерпол выписал соответствующий ордер. Обвинение в отмывании денег по ряду громких дел широко обсуждалось и в нашей, и в мировой прессе. До недавних пор Пал Палыч сильно бодрился. Давал запальчивые интервью, называя свое дело "полностью инспирированным". Обещал в скором времени "многое вспомнить" о тех людях, которых "с рук кормил", а они его "заказали". Иногда рвался в Швейцарию, чтобы доказать свою невиновность - но все же далеко за границу не ездил, сдерживался. Видимо, понимал, сколь нешуточны угрозы, нависшие над его головой, и слышал даже из кремлевских палат, как громко плачет о нем тюрьма Швейцарской конфедерации... Оттого первый и главный вопрос: почему на сей раз поехал?

Слухи об официальном приглашении со стороны администрации Буша, якобы позвавшей его на инаугурацию, внимания заслуживают, но ничего не объясняют. Судебная система на Западе совершенно независима от власти, об этом Бородин не мог не знать. Никаких гарантий тут даже Буш давать не может. Легко предположить, что чиновник, арестовавший бывшего кремлевского завхоза в аэропорту имени Кеннеди, даже и не представлял, с кем имеет дело: просто глянул в компьютер, сверил имя с ордером и потянулся за наручниками...

Скорее уж Пал Палыч догадывался о том, что его ждет, и самостоятельно, ни с кем особенно не советуясь, решил рискнуть. Не поверил, что его вот так запросто могут взять и посадить в американскую кутузку. Не побоялся. Не стал никого ни о чем просить и спрашивать. Судя по разнообразным выступлениям, характер у Бородина довольно вспыльчивый; статус "невъездного" весьма его раздражал, и он решил покончить с неизвестностью одним мощным визитом. Но - не повезло.

Судьба невезучего Бородина представляется весьма туманной. Судя по целому ряду громких дел (Лазаренко, Пиночета, да хоть Гусинского), ждут Пал Палыча немалые тяготы и долгие разбирательства. Хитроумная машина, под которую угодил российско-белорусский секретарь, любит во всем докапываться до самой сути. Ей вроде дела нет до постов и званий, и о политических последствиях своих действий те же американские судьи всерьез рассуждать не приучены. Есть дело, есть статья, человек нашелся...

Надо думать, что расследование предстоит весьма длительное, с почти гарантированным судебным исходом. И если Бородин виновен, то будет выдан швейцарцам на нескорую расправу в суде кантона Женева. Высокий пост, как и излишне резкие заявления российских властей, могут лишь повредить подследственному.

К слову сказать, положение нашего МИДа хуже бородинского. Нет сомнений: арест высокопоставленного Пал Палыча - это не только скандал, но и пощечина международного масштаба. Вместе с тем у наших ответственных товарищей нет ни малейшего повода скандалить в ответ: про ордер, повторюсь, все знали, и если кто и "подставил" государство, то сам Бородин. Не позавидуешь и лично Путину: прямое вмешательство человека, начинавшего политическую карьеру непосредственно под крылом бывшего управляющего делами президента РФ, явно скажется на его имидже не только за границей, но и внутри страны. Словосочетание "диктатура закона" может выйти из употребления...

Зная хладнокровие нашего президента, можно предположить, что его реакция внешне будет сдержанной. Однако нет сомнений в том, что приказ бороться за освобождение пленного секретаря уже отдан, адвокаты наняты и процесс пошел. Ибо Пал Палыч, сидящий под замком, - это только для некоторых шибко информированных наших сограждан событие столь же сенсационное, сколь и закономерное. Для Путина, для власти российской это непорядок. Событие позорное, требующее безотлагательных мер. Лучшие головы в Кремле и на Смоленской площади уже, наверное, призадумались над этой проблемой, кляня в сердцах страсть к путешествиям, обуявшую Пал Палыча.

...Не обменять ли Гусинского на Бородина?

МИД России потребовал немедленно освободить Бородина - Lenta.Ru, 18.01.2000

Бородин поехал в США из принципа - Lenta.Ru, 18.01.2000

Фото AP

Илья Мильштейн, 18.01.2001