Также: Политика | Персоны: Борис Соколов

статья Терпение Запада лопнуло

Борис Соколов, 18.01.2001

Впервые один из высших российских государственных чиновников задержан за границей по обвинению в чисто уголовном преступлении, где политикой и не пахнет, как бы ни пытался бывший управляющий делами президента утверждать обратное. Еще вчера в Москве непотопляемый Пал Палыч мило улыбался на приеме в честь белорусского президента, а сегодня уже проводит мучительно долгие часы в одной из нью-йоркских тюрем. То, чего в Москве никак не ожидали, произошло.

Если вдуматься, политика в деле Бородина все-таки присутствует. В свое время бывшего председателя Госкомимущества Альфреда Коха (ныне - главу "Газпром-Медиа") также задержали при въезде в США в связи с нашумевшим "писательским скандалом" - получением огромных гонораров за не написанную еще книгу о российской приватизации. Но тогда американские власти делали ставку на правительство Ельцина, и поэтому Коха просто выслали из страны - "из-за неправильно оформленной визы". По слухам, и покойный мэр Петербурга Анатолий Собчак, задержанный в лондонском аэропорту с большой суммой долларовой наличности, был отпущен без шума именно из-за тогдашнего нежелания ставить Москву в неудобное положение. А украинский экс-премьер Павел Лазаренко, ныне коротающий срок в американской тюрьме, был арестован в США в тот момент, когда в Вашингтоне поддерживали президента Кучму, и посадить лидера одной из оппозиционных партий за вполне конкретные прегрешения по отмыванию "грязных денег" было не только законно, но и политически выгодно.

Можно было и в случае с Бородиным пойти по "мягкому" пути, просто закрыв ему въезд в США. Но сегодня ситуация иная, чем во времена Ельцина. После массированного наступления на свободу слова и отказа платить долги Парижскому клубу репутация Москвы на Западе упала как никогда низко. И Америка, и Европа в авторитарной России, полагающейся только на мощь ядерных боеголовок, видят угрозу собственной безопасности. И, видимо, начинают понимать, что только жесткие меры способны повлиять на российскую политическую ситуацию. В их ряду - заявление германского министерства финансов о том, что Россию исключат из "большой восьмерки", если она будет отказываться платить долги.

Арест Бородина ясно показывает, что в мире теперь не намерены закрывать глаза на отступления от закона даже высших российских чиновников. Если Виктор Черномырдин делал деньги из газа, то нынешний глава правительства Михаил Касьянов предпочитает делать деньги из воздуха. После кульбита с выплатами Парижскому клубу на Западе это наконец поняли. Арест Павла Бородина - это первое серьезное предупреждение российской власти, что не все отныне будет сходить ей с рук.

Тот же Касьянов и даже президент Путин теперь не могут быть уверены, что однажды не окажутся в положении чилийского экс-диктатора Аугусто Пиночета. А уж если экстрадиция Бородина в Швейцарию состоится, Пал Палыч на суде сможет много интересного рассказать как о бывших, так и о действующих политиках.

Борис Соколов, 18.01.2001