Против диктаторов правых и левых
Как-то два португальских студента, выпивая в ресторане, провозгласили тост за свободу. За эту вольность, недопустимую при военном режиме, оба получили по 7 лет лишения свободы. Приговор потряс английского юриста Питера Бененсона, и 28 мая 1961 года он опубликовал в Observer статью "Забытые узники". Каждый день, писал Бененсон, мы узнаем из газет, что в различных странах людей сажают в тюрьмы, пытают или казнят за то, что их политические или религиозные взгляды неприемлемы для правительства. Статья вызвала сильнейший резонанс в обществе, ее перепечатали многие газеты, и к концу 1961 года на Западе сложилось движение в защиту политических заключенных, которое назвали "Международная амнистия".
Политзаключенные были, есть и, наверное, еще долго будут во многих странах. Таким незамысловатым способом диктаторы различных мастей и оттенков пытаются избавиться от своих политических оппонентов и укрепить собственный режим. Правительства свободных стран неодобрительно относятся к подобным методам государственного управления, однако не настолько, чтобы портить межгосударственные отношения. Политик, жестко ставящий отношения с другими странами в зависимости от соблюдения ими прав человека, по сей день являет собой экзотическое исключение или романтическое отступление от общих правил политической жизни. Но то, что не может позволить себе государственный деятель, возможно для общественной организации. "Международная амнистия" быстро стала заклятым врагом всех диктатур, независимо от их идеологической окраски.
Забавно, что в СССР какое-то время строили иллюзии относительно "Амнистии". Коммунистическое руководство рассчитывало использовать эту организацию в своей международной пропагандистской кампании, исходя из того, что она критикует преследования инакомыслящих в странах с правыми диктатурами - любимыми врагами советской пропаганды. Один из первых руководителей "Международной амнистии" Шон Макбрайд даже получил от советских властей Ленинскую премию мира.
Однако сделать из "Амнистии" вспомогательное подразделение международного отдела ЦК КПСС не получилось. В октябре 1974 года 11 советских диссидентов объявили о создании в Москве группы "Международной амнистии". Председателем группы стал доктор физико-математических наук Валентин Турчин, секретарем - другой физик, Андрей Твердохлебов. Московская группа, как это положено по статусу и всем другим национальным группам "Международной амнистии", защитой политзаключенных в своей стране не занималась. Один подзащитный - из страны третьего мира, второй - из коммунистической страны, третий - с благополучного Запада. Но КГБ не проведешь! Защитой политзаключенных в других странах у нас могут заниматься только специально уполномоченные на то советские организации. Какие только ярлыки не навешивала советская пропаганда на "Международную амнистию" - это и ставленники ЦРУ, и злобные антисоветчики, и западные прихвостни и многое другое в том же духе.
Репрессии не заставили себя ждать. 18 апреля 1975 года арестовали Андрея Твердохлебова, в тот же день КГБ провел обыски у других членов группы "Международной амнистии" - Валентина Турчина, Владимира Альбрехта, Миколы Руденко. Московская группа пошла по накатанной дорожке - обыски, допросы, аресты, лагеря, ссылки. Одни члены группы выбывали (кто на Запад, кто на Восток), на их место приходили другие. "Международная амнистия" в СССР стала частью диссидентского движения и разделила его судьбу.
Со временем коммунистический режим рухнул, а "Международная амнистия" осталась и даже получила за свою деятельность Нобелевскую премию мира. Сейчас в организации состоит около миллиона человек во многих странах. Они по-прежнему защищают политзаключенных, помогают их семьям, организуют кампании протеста и не позволяют гонителям свободы расправляться со своими оппонентами в тишине и безгласности. За это их и не любят правительства, генералы и полиция; за это им признательны те, кому они помогли отстоять свободу и сохранить жизнь.
"Международная амнистия": основные направления деятельности
AI's 40th Anniversary
Московская группа "Международной амнистии"
Статьи по теме
Против диктаторов правых и левых
Политик, жестко ставящий отношения с другими странами в зависимость от соблюдения ими прав человека, по сей день являет собой экзотическое исключение или романтическое отступление от общих правил политической жизни. Но то, что не может позволить себе государственный деятель, возможно для общественной организации. "Международная амнистия" быстро стала заклятым врагом всех диктатур, независимо от их идеологической окраски.