статья Россия пытается вернуться на Балканы

Виталий Портников, 21.03.2001
Игорь Иванов в аэропорту Приштины. Фото Reuters

Игорь Иванов в аэропорту Приштины. Фото Reuters

Турне министра иностранных дел России Игоря Иванова по Балканам продемонстрировало стремление Москвы использовать сложившуюся в регионе ситуацию для усиления влияния России на происходящее в "пороховой бочке Европы". Еще недавно, в годы правления в Сербии Слободана Милошевича, Москва могла оказывать если не определяющее, то уж по крайней мере весьма серьезное влияние на балканские дела. Хоть в целом и справедливо распространенное мнение, что Милошевич всегда поступал так, как ему это было выгодно, все же этот политик, беззастенчиво эксплуатировавший тему русско-сербского братства, не мог игнорировать Кремль. После поражения Милошевича на прошлогодних президентских выборах в СРЮ новое руководство страны в российском посредничестве уже не нуждается.

Но теперь возникла новая проблема - македонская. Проходят дни, а вооруженный конфликт в маленькой балканской республике не прекращается. Более того - так называемая Национальная освободительная армия отвергла ультиматум македонского правительства о прекращении огня и заявила о готовности воевать, как выражаются боевики, "по всему фронту", то есть начать стычки с армией и полицией уже не только в окрестностях городов Тетово и Куманово, но и в других районах страны. Запад между тем не предпринял пока никаких действенных мер, чтобы изменить ситуацию. С каждым днем становится все более очевидно, что сосредоточенные в Косово миротворцы не сумели спрогнозировать распространение конфликта на Македонию и оказались элементарно не готовы к предупреждению проникновения отрядов албанских радикалов на территорию этой страны. Наблюдатели все более критически отзываются о всей аналитической структуре НАТО: блок, наносивший воздушные удары по Югославии, чтобы прекратить этнические чистки в Косово, оказался не в состоянии подготовиться к защите суверенитета молодого и слабого государства, принявшего на себя во время натовской операции основной поток косовских беженцев.

В этой ситуации Россия действительно могла бы сыграть весьма важную роль. Но, судя по высказываниям Игоря Иванова в Скопье, российская позиция не выглядит до конца продуманной. Иванов предлагает странам региона подписать пакт о стабильности, а принятие решений по принуждению к миру возложить на Совет Безопасности ООН. Однако чтобы избежать эскалации конфликта, реагировать необходимо незамедлительно. Миротворцы ООН, как правило, были весьма успешны, когда речь шла о присутствии в потенциальной "горячей точке", и практически беспомощны, когда нужно было участвовать в боевых действиях.

Россия обещает оказать давление на Запад. Запад скорее всего ответит на российское "давление" предложением Москве принять участие в стабилизации конфликта, послав в Македонию своих миротворцев. Но и эта ситуация опасна: для албанских радикалов русские - враги, поддерживавшие сербов во время этнических чисток, а теперь вот поддержавшие македонцев. И вербовать в свои ряды новых сторонников из числа македонских албанцев Национальной освободительной армии станет намного легче. Кроме того, участие российских миротворцев в подавлении конфликта может взорвать ситуацию в Косово, где также есть российский контингент, не пользующийся большой симпатией местного албанского населения. Словом, типичный "балканский узел". Возможно, России и хотелось бы его разрубить, но реально сделать это должны страны НАТО. Только вот готовы ли действовать в Брюсселе?

Виталий Портников, 21.03.2001