статья Страшный Судан

Владимир Абаринов, 06.07.2004
Голодающий ребенок-беженец в Судане. Фото АР

Голодающий ребенок-беженец в Судане. Фото АР

В пенных клочьях веселое море,
А за морем ущелье Дарфура,
Галереи-леса Кордофана
И великие воды Борну.

Николай Гумилев. Судан

Междуречье Белого и Голубого Нила было густо заселено еще в каменном веке. Сюда, в страну Куш, простиравшуюся южнее Нубийской пустыни, совершали регулярные походы египетские войска, доставляя фараонам добычу: золото, слоновую кость и черных рабов. Впоследствии нубийские государства превратились в основного поставщика живого товара в арабский Египет. Работорговля стала обычным промыслом суданцев: они охотились за женщинами и детьми соседних племен, в порядке вещей было и обращение в рабство члена собственной семьи за долги или в компенсацию за тяжкую обиду. В VI веке на территории современного Судана образовались христианские государства, а в XIV веке пришли арабы. Султанат Сеннар, основанный фунгами - черными мусульманами неясного происхождения, был одним из мировых центров исламской культуры.

В 1820-х годах страну завоевал вассал турецкого султана, египетский паша Мехмет-Али, и она превратилась в провинцию Османской империи под названием Египетский Судан; Хартум стал одним из крупнейших невольничьих рынков мира. Этот вид бизнеса оказался значительно выгоднее традиционной в этих местах торговли слоновой костью. Египетско-турецкие правители намеренно стравливали друг с другом племена, снабжая их оружием и выкупая по сходной цене пленников. Рабы рекрутировались и в египетскую армию. По некоторым подсчетам, невольники составляли две трети населения Судана.

В 1882 году страну постигла новая напасть: там поднялось восстание, которое в советской историографии принято определять как антиколониальное. На самом деле восставшие были ваххабитами, их вождь Мухаммад бен Ахмад объявил себя Махди, то есть мусульманским мессией. Во главе армии дервишей он разбил египетский корпус, а затем осадил и штурмом взял Хартум; генерал-губернатор Судана, англичанин на египетской службе Чарльз Джордж Гордон был убит; на месте египетской провинции образовалось ваххабитское государство, которое немедленно стало воевать с немусульманами своей собственной страны. В 1898 англичане взяли реванш. В Судан вошла англо-египетская армия под командованием генерала Герберта Горацио Китченера. 2 сентября в грандиозной битве при Омдурмане 20-тысячное войско Китченера разгромило 52-тысячную армию махдистов. То был первый в военной истории случай, когда ключевую роль в крупном сражении сыграли пулеметы "максим", косившие вооруженных копьями и старинными мушкетами дервишей как траву в чистом поле. Победу английского оружия описал Редьярд Киплинг в стихотворении, написанного от лица британского солдата-мусульманина, обращающегося к суданцам:

Внемли англичанину Китченеру, твой победитель он.
Ему дозволено было свершить предначертанное судьбой
И, мертвых эмиров могилы поправ, дать тебе смертный бой.

(Перевод Я. Берлина)

Государство ваххабитов перестало существовать, но идею, что называется, не убьешь.

В 1969 году в результате очередного военного переворота к власти в Судане пришел полковник, впоследствии фельдмаршал Джафар Нимейри, поначалу взявший было курс на сближение с Москвой и ее сателлитами, но вскоре сменивший ориентацию с "социалистической" на прозападную. В 1973 году визит в Хартум нанес Джордж Буш-старший, занимавший в то время пост посла США в ООН. Дело было в разгар беспрецедентного в мировой истории энергетического кризиса, и Вашингтон усиленно искал возможности диверсифицировать свой нефтяной импорт. Буш сообщил суданцам, что, по данным американской космической разведки, в стране имеются значительные запасы нефти, и примерно указал, где они находятся. Кроме того, посол назвал несколько американских компаний, жаждущих получить подряд на разведку и добычу нефти в Судане. Этот визит способствовал резкому политическому развороту Нимейри. Лицензию в 1974 году получил Сhevron; эта же компания заключила секретное соглашение на эксплуатацию урановых залежей.

Арабский мир в те годы переживал период "исламского пробуждения", которое особенно пышным цветом расцветало в Судане. Нимейри, переживший за шесть лет три попытки переворота, в конце концов увидел панацею в исламском фундаментализме, начал приводить законодательство страны в соответствие с законами шариата, назначил генеральным прокурором предводителя суданских "братьев-мусульман" Хасана аль-Тураби и сменил свой военный френч на мусульманское одеяние. Немусульманский юг этим нововведениям воспротивился. В 1983 году полковник Джон Гаранг, принадлежащий к южносуданскому племени динка и получивший докторскую степень в Университете штата Айова, вместе со всем своим батальоном ушел в Эфиопию и оттуда призвал суданцев-неарабов бороться с режимом Нимейри. Эфиопский марксистский режим Менгисту Хайле Мариама оказал Гарангу теплый прием. Так образовалась Суданская народная армия освобождения - основной противник центральных властей на юге.

В 1985 году Нимейри все-таки свергли. Переворот был бескровным. Впервые за 18 лет состоялись выборы премьер-министра, на которых победил правнук Мухаммада бен Ахмада, выпускник Оксфорда Садык аль-Махди, которого, однако, в 1989 году отстранил от власти бригадный генерал Умар Башир, только что справивший 15-летний юбилей своего правления. При Башире исламизация страны пошла ускоренными темпами. Аль-Тураби занял пост спикера парламента. Этот богослов, получивший образование в Сорбонне, считается одним из крупнейших мусульманских мыслителей. Именно он, а не Осама бен Ладен, задумал создать глобальную сеть исламских экстремистов, а генерал Башир оказал ему в этом всяческое содействие. Судан превратился в базу исламских террористов, они потянулись туда со всего мира - прежде всего это были афганские арабы, то есть моджахеды, воевавшие с советскими войсками в Афганистане. А потом там появился и бен Ладен. Именно там родилась и возмужала "Аль-Кайда", а бен Ладен превратился из финансиста террора в его вождя.

У террористов появилась организационная структура, а с ней - появились базы, оружие, поддержка государства. Люди рекрутировались по всему миру - Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Европа, страны Африки; после курса военно-технической подготовки и идеологической обработки их отправляли обратно. Характерно, что "Аль-Кайда" сочетала современные технологии с архаичными. Например, стрелковое оружие закупалось на черном рынке в Египте; его везли в Судан верблюжьими караванами, а оттуда морем доставляли исламистам Йемена и Саудовской Аравии. В августе 1998 года, после взрывов американских посольств в Кении и Танзании, США нанесли ракетный удар по Афганистану и Судану, в последнем случае - по объекту, который суданцы называют фармацевтической фабрикой, а ЦРУ - лабораторией по производству нервно-паралитического газа VX.

В 1996 году по слезной просьбе Башира, которого допекли санкции, бен Ладен перебрался в Афганистан, а в Судане развернулась охота на террористов. Тем не менее Судан остается в американском списке государств-спонсоров международного терроризма, главным образом потому, что упорно отказывается закрыть представительства радикальных палестинских организаций.

В Судане сейчас новая беда вселенского масштаба. Не менее миллиона человек обращены в беженцев, десятки тысяч убиты, рассказы уцелевших жертв непрекращающейся оргии насилия потрясают описанием воистину средневековых зверств. Людей изгоняют с земель, пригодных для земледелия и обеспеченных водой. Это этнические чистки. Как и в иных подобных случаях, в роли палача выступают отряды местного ополчения, но при несомненной поддержке правительства. Беженцы в один голос утверждают, что их деревни сначала бомбили с воздуха и обстреливали из артиллерийских орудий, а потом уже появлялись всадники в тюрбанах и с саблями и начиналось дикое бесчинство. У ополчения военной авиации и артиллерии нет, так что никто не верит в непричастность центральных властей. Именно эти власти чинят сейчас всяческие препятствия доставке гуманитарной помощи в лагеря беженцев, которые правозащитники без всяких оговорок называют концентрационными.

На прошлой неделе в Судане побывал государственный секретарь США Колин Пауэлл. Ему показали лагерь, и он прекрасно понял, что это потемкинская деревня. Разговор с Баширом был короткий: Пауэлл дал ему три недели на то, чтобы обеспечить гуманитарным конвоям проезд к лагерям и начать разоружение ополченцев. В противном случае против Судана будут введены дополнительные санкции - проект соответствующей резолюции США внесли в Совет Безопасности как раз в день визита госсекретаря. 15 июля в Аддис-Абебе должны начаться переговоры противоборствующих сторон. Если они придут к соглашению, в Дарфур будут введены миротворческие силы ООН.

На первый взгляд, суданские конфликты не связаны друг с другом. Но в стране, правители которой действуют по принципу "разделяй и властвуй", где общество раздроблено на множество мелких сегментов, а человеческая жизнь ничего не стоит, всегда найдется внутренний враг - кончатся христиане, начнутся велосипедисты.

Владимир Абаринов, 06.07.2004


новость Новости по теме