статья Победа над верхушкой айсберга

Владимир Абаринов, 03.09.2002

Вскоре после атаки 11 сентября администрация США опубликовала список физических и юридических лиц, чьи банковские активы и финансовые операции подлежат замораживанию как источники финансирования террористов. Вашингтон добился от союзников по коалиции обещания принять аналогичные меры против фигурантов перечня и провел соответствующую резолюцию в Совете Безопасности ООН. Поначалу заморожено было в общей сложности немногим более 112 миллионов долларов. За последние восемь месяцев к этой сумме прибавилось всего 10 миллионов. Группа мониторинга, работающая в ООН, утверждает, что глобальная сеть террора не испытывает никаких трудностей с финансовой поддержкой. Доходы "Аль-Кайды" от контролируемого ею бизнеса оцениваются в 300 миллионов долларов в год; частные пожертвования не поддаются даже примерной оценке. Террористы, гласит доклад группы мониторинга, который будет опубликован на этой неделе, конвертировали свои средства в драгоценные металлы и камни, проводят свои трансзакции через неформальную сеть меняльных контор "хавала", действующих по всему мусульманскому миру.

Более того. Некоторые европейские страны начали размораживать собственность отдельных лиц и компаний. Так поступили, в частности, финансовые власти Люксембурга в отношении организации, аффилированной с сомалийской компанией Al Barakaat, значащейся в американском списке. Они заявили, что не получили доступа к разведывательной информации, которая подтверждала бы связь организации с "Аль-Кайдой". Швейцария снимает арест с персональных и корпоративных банковских счетов, поскольку их владельцы не в состоянии удовлетворить свои "основные гуманитарные нужды" из других источников дохода. Собственность 38 человек, арестованных в 11 странах мира по подозрению в связях с террористами, невозможно заморозить, поскольку они не числятся в перечне ООН. Из 219 имен этого списка в базу данных шенгенской зоны введено всего 40 - европейские правительства заявляют, что национальное законодательство не позволяет им объявить в розыск своих собственных граждан без достаточных на то юридических оснований.

Осама бен Ладен и Айман аль-Завахри. Фото AP

Финансы "Аль-Кайды" - лишь верхушка айсберга. Несмотря на всю решительность, военную и политическую мощь США, главари глобальной сети не только не испытывают трудностей с удовлетворением своих "гуманитарных нужд", но и не особенно скрываются. Из высших руководителей "Аль-Кайды", по достоверным данным, убит только один - Мохаммед Атеф, командир военного крыла. Его обязанности ныне исполняют Махфуз Валид и Саиф аль-Адель, благополучно живущие в Иране, где ничто не мешает им планировать новые нападения. Местонахождение Осамы бен Ладена и его зама Аймана аль-Завахри неизвестно; сын бен Ладена Саад будто бы готовится к роли наследника. И лишь один из руководителей более низкого уровня, оперативный координатор Абу Зубейда, арестован в Пакистане и, по некоторым сведениям, дает показания.

Логично предположить, что уж на своей-то территории американцы действуют более энергично и эффективно, тем более что на волне войны с террором ФБР получило неслыханные полномочия. Ничуть не бывало. Директор ФБР Роберт Мюллер, встречаясь в июне с журналистами Washington Post, рассказал, что примерно раз в две недели он направляет специальную команду агентов в различные города и веси для расследования информации о деятельности террористов. В тех случаях, когда подозрительные лица не подлежат задержанию за какие-либо правонарушения, за ними устанавливается круглосуточное наблюдение. "Но что мы будем делать следующие пять лет? - риторически вопрошал Мюллер. - По-прежнему следить за ними? Что-то нужно предпринимать".

Ощущение, что что-то нужно предпринимать, заставило власти предъявить обвинения двум марокканцам и одному алжирцу, арестованным почти год назад в Детройте по чистой случайности: полицейские искали предыдущего жильца квартиры, и этих троих взяли за мелкие нарушения визового режима. Таких арестованных под горячую руку в первые недели после 11 сентября были сотни. В обвинительном заключении, представленном большому жюри, говорится о принадлежащем арестованным блокноте, записи в котором будто бы свидетельствуют о подготовке покушения на бывшего министра обороны Уильяма Коэна, и о наборе поддельных документов, в том числе американских виз, изготовленных столь искусно, что эксперты только диву даются. Однако никаких свидетельств связей обвиняемых с "Аль-Кайдой" не обнаружено, несмотря на "агрессивное" расследование. В ФБР полагают, что имеют дело со "спящей" ячейкой, члены которой находились на нижнем уровне иерархии и занимались техническим обеспечением операций. Создается впечатление, что по мере приближения годовщины атаки 11 сентября правоохранительным органам просто потребовалось продемонстрировать публике хоть какие-то результаты.

Вроде бы дает показания Абу Зубейда, которого содержат под стражей где-то на территории США и без устали допрашивают. Однако он, по-видимому, ведет свою игру, норовит запутать следователей, которые вынуждены отсеивать в его словах зерна от плевел. Должностные лица утверждают также, что в заключении находятся еще двое начальников "Аль-Кайды" того же уровня, но не сообщают их имен; эти двое, впрочем, молчат. Остаются еще двое: Закариас Мусави, судебный процесс которого в очередной раз отложен ввиду отказа обвиняемого сотрудничать со следствием и отсутствием у федеральных прокуроров убедительных доказательств его вины, заслуживающей смертной казни, и Хосе Падилья, которого содержат в плавучей тюрьме в Чарльстоне, Северная Каролина, и судить не собираются, объявив "вражеским комбатантом"; Падилья якобы собирался взорвать в США "грязную бомбу", однако ни бомбы, ни даже ее схемы при нем не найдено, сам же он говорить отказывается.

Скромность добытых результатов и сокрушительная критика бюрократических порядков в ФБР и ЦРУ, не позволивших вовремя и адекватно оценить имевшуюся информацию, доставили исполнительной власти немало неприятностей. Но направила она свою энергию в другую сторону. Министр обороны Дональд Рамсфелд недавно опять грозился найти и упечь в тюрьму чиновников, допускающих утечки в прессу. Особенно разозлило Белый дом сообщение CNN о перехвате телефонного разговора двух арабов накануне 11 сентября. По настоянию вице-президента Дика Чейни ФБР обратилось к членам сенатского комитета по делам разведки с предложением предоставить данные о своих контактах с прессой за сутки, прошедшие между моментом, когда комитет узнал о перехвате, и сообщением в эфире CNN. Сенаторы ответили согласием.

ИНФОРМБЮРО: Война с террором
Чьи счета заморозил Буш (справка Граней.Ру)
Трудно искать черные деньги в темной комнате - Грани.Ру, 01.10.2001

Владимир Абаринов, 03.09.2002