Смерть раскаявшегося наркобарона
Двое убийц дожидались Абдул Кадыра на выезде из здания Министерства общественных работ. Они прекрасно знали, что вице-президент не имеет личной охраны: он не завел себе телохранителей по принципиальным соображениям, будучи убежден, что по крайней мере в столице члену правительства не след опасаться покушений. Его автомобиль не был бронированным. Эти правила игры преступники, как видно, учли в полной мере. Изрешетив машину из автоматического оружия, они скрылись на такси. Переднее сиденье, где сидел Абдул Кадыр, было залито кровью.
Это не первое покушение на высокопоставленного чиновника афганского кабинета, сменившего у кормила власти "Талибан". В феврале этого года в кабульском аэропорту был убит министр гражданской авиации и туризма Абдул Рахман. В причастности к покушению подозревались высокопоставленные должностные лица временной администрации Карзаи, однако никто так и не был арестован.
На сей раз кабульский режим обещает найти и наказать виновных. После экстренного заседания кабинета объявлено о создании специальной правительственной комиссии по расследованию. Первым долгом полиция арестовала десятерых сотрудников службы безопасности Министерства общественных работ (вероятно, справедливо рассудив, что они должны были охранять вице-президента независимо от его желания), а также задержала для допросов двух свидетелей - продавца сигарет и дежурного велосипедной стоянки, которой пользуются сотрудники министерства.
Назначение Абдул Кадыра одним из вице-президентов было частью сделки, заключенной Хамидом Карзаи на лойя-джирге с пуштунскими лидерами страны. Губернатор провинции Нангархар на востоке Афганистана, Абдул Кадыр снискал свой авторитет в годы борьбы с советским вторжением. Он занял пост губернатора после ухода советских войск и был смещен "Талибаном". Однако нельзя утверждать, что у него не было врагов среди соплеменников. В столице провинции Джелалабаде с ним соперничали влиятельные полевые командиры Заман Хан и Хазрат Али.
В сентябре 1996 года Абдул Кадыр эмигрировал в Пакистан, однако вскоре вступил в конфликт с властями этой страны вследствие своего неприятия талибов и вынужден был переселиться в Германию, откуда он совершал частые вояжи в Дубай. Он был братом Абдул Хака - одного из лидеров антиталибской оппозиции, который в октябре прошлого года тайно отправился в Афганистан с целью мобилизовать пуштунские племена на поддержку американцев, но был выслежен, взят в плен и казнен.
Кадыр участвовал в боннской конференции по афганскому урегулированию в декабре прошлого года, однако остался недоволен ее результатами вследствие недостаточного представительства пуштунов во временной администрации и вернулся губернаторствовать в Джелалабад. Позже его отношения с Карзаи потеплели.
Как утверждают источники в афганском правительстве, план Карзаи состоял в том, чтобы, назначив влиятельных местных лидеров на высокие посты в Кабуле, тем самым лишить их почвы и взять под контроль. Но в случае с Кадыром дело обстояло куда сложнее. Абдул Кадыр был одним из самых состоятельных людей в Афганистане. Свой капитал он составил на наркобизнесе в годы советской оккупации. Он контролировал не просто территорию, но производство и пути доставки опиума. В качестве губернатора провинции он возглавил реализацию программы уничтожения посевов опийного мака. Он претендовал на пост министра внутренних дел в переходном правительстве Карзаи, однако его кандидатура столкнулась с резкими возражениями западных дипломатов, осведомленных о его роли наркобарона.
Субботнее покушение - уже второе. 9 апреля этого года автомобильный конвой, в котором находились министр обороны Мохаммед Фахим и Абдул Кадыр, был атакован близ Джелалабада. Они направлялись в столицу провинции именно для того, чтобы объявить о начале мероприятий по сокращению посевов опийного мака.
Трудно быть Хаком - Грани.Ру, 31.10.2001
Политические убийства (досье Граней.Ру)
ИНФОРМБЮРО: Война с террором
Статьи по теме
Смерть раскаявшегося наркобарона
Абдул Кадыр составил свой капитал на наркобизнесе в годы советской оккупации. Он претендовал на пост министра внутренних дел в переходном правительстве Карзаи, однако его кандидатура столкнулась с резкими возражениями западных дипломатов, осведомленных о его роли наркобарона.