статья Очень своевременный Абдулла

Владимир Абаринов, 13.06.2002
Хосе Падилья. Фото Reuters

Хосе Падилья. Фото Reuters

Как объявил на днях на пресс-конференции в Москве министр юстиции США Джон Эшкрофт, в американской военной тюрьме уже месяц сидит опасный террорист, собиравшийся взорвать в Вашингтоне "грязную бомбу" - ядерное устройство, вызывающее обширное радиоактивное заражение местности. В настоящий момент основные вехи недлинной биографии арестованного хорошо известны. Хосе Падилья, которому сейчас 31 год, происходит из пуэрториканской семьи. Он родился в Нью-Йорке, урожденный гражданин США и крещен как католик. Его отец умер, когда Хосе было 3 года. Спустя еще год семейство, в котором еще трое детей, перебралось в Чикаго. Став подростком, он вступил в уличную банду и в возрасте 15 лет был впервые арестован по обвинению в избиении с отягчающими обстоятельствами и вооруженный грабеж. За решеткой ему пришлось провести два с половиной года.

На путь исправления Падилья, как видно, не встал и своих криминальных привычек не бросил. В 1991 году во Флориде он выстрелил из окна своей машины по машине чужой, чье поведение на дороге ему не понравилось. Пострадавших не было. Тем не менее Падилье было предъявлено обвинение в нападении с применением огнестрельного оружия с отягчающими обстоятельствами. Суд приговорил его к году тюрьмы. Спустя 10 месяцев Хосе Падилья освободился условно-досрочно и успешно выдержал испытательный срок.

Следствию ничего не известно о том, когда и при каких обстоятельствах Падилья обратился в ислам и переименовал себя в Абдуллу Аль-Мухаджира. Возможно, это произошло во флоридской тюрьме, однако тюремная администрация заявляет, что в документах отсутствуют какие-либо упоминания о посещении Падильей молитвенных собраний заключенных-мусульман, занятий по изучению Корана или просьбах о встрече с имамом. Эти сведения полностью подтвердил имам местной мечети, который принял участие в пресс-конференции, организованной шерифом округа Броуард. Агенты ФБР ищут теперь бывших сокамерников Падильи, чтобы попытаться получить дополнительную информацию.

Тем временем журналисты флоридской газеты Sun-Sentinel нашли человека по имени Мохаммад Джавед Куреши, под началом которого Падилья работал после освобождения в закусочной сети "Тако Белл" в городе Санрайз. Он припомнил, что Хосе однажды интересовался возможностью перехода в исламскую веру, однако служебная этика возбраняла такие разговоры на рабочем месте, и Куреши лишь посоветовал Падилье обратиться в любую мечеть. Позже Куреши встречал его в городской школе по изучению ислама и Исламском центре Южной Флориды в Помпано-Бич. Всякий раз когда Куреши называл его Хосе, Падилья мягко поправлял его и говорил, что его теперь зовут Ибрагим. Мусульманкой стала и жена Падильи Чери Штульц, работавшая в том же заведении и принявшая имя Марва, - возможно, она сделала это раньше, чем ее супруг. Из закусочной Падилья уволился в январе 1994 года, его жена - три месяца спустя. Куреши ничего не знал о криминальном прошлом Хосе и аттестует его как исполнительного, старательного, вежливого и дисциплинированного работника.

В августе 1993 года флоридский дорожный патруль остановил его за превышение скорости. Неоднократные напоминания о необходимости уплатить штраф, которые ему регулярно направлялись вплоть до 1998 года, Падилья-Мухаджир игнорировал, и в итоге его водительские права были аннулированы.

Образ Падильи двоится: соседи и сослуживцы знали его исключительно с хорошей стороны и говорят, что никак не могут представить себе Хосе взрывающим "грязную бомбу". Совершенно иную характеристику дают ему правоохранительные органы. Мать Хосе, Эстела Ортега Леброн, которая живет с мужем в том же округе Броуард в городке Плантейшн, поставила перед домом плакат с просьбой уважать право на частную жизнь и телефоном своего адвоката. Адвокат, в свою очередь, сообщил журналистам, что сын никогда не говорил матери о своей принадлежности к террористической организации и что эта новость застала его клиентку врасплох. Точно такой же плакат с тем же телефоном выставила перед своим домом бывшая жена Падильи. Брак был расторгнул в январе прошлого года по инициативе Чери Штульц, которая ссылалась в качестве причины на несовместимость характеров. В заявлении о расторжении брака в качестве местожительства Падильи указан Каир, столица Египта.

По данным следствия, в течение 2001 года Падилья несколько раз встречался с представителями "Аль-Кайды" в Пакистане и Афганистане. В декабре того же года, когда американская военная кампания в Афганистане шла полным ходом, Падилья встретился в Хосте с Абу Зубейдой, одним из главарей "Аль-Кайды". Поскольку американские войска неуклонно сокращали территорию, подконтрольную "Талибану", Зубейда и Падилья эвакуировались в Пакистан. В январе 2002 года они осели в Лахоре. Здесь у них якобы созрел план нового теракта против США. В лахорском убежище Падилья, утверждает следствие, научился собирать и взрывать "грязную бомбу". В феврале или начале марта Падилья рассказал о своих планах членам руководства "Аль-Кайды" в Карачи и получил от них указание отправиться в США и провести рекогносцировку на местности.

В апреле он был арестован пакистанскими властями за нарушение визового режима. Пакистанцы поставили в известность о нарушителе ЦРУ, и американцы попросили отпустить Падилью на волю, с тем чтобы проследить за его связями. Тот, однако, в Пакистане не задержался и вылетел в Швейцарию. В Цюрихе он снял с некоего банковского счета 10 тысяч долларов наличными и 8 мая сел в самолет до Чикаго, не подозревая, что вместе с ним летит команда агентов ФБР. Эти агенты благополучно арестовали Падилью по прибытии в США.

Намучившись с "американским талибом" Джоном Уокером (Линдом), власти на сей раз поступили иначе. Дабы не стеснять следствие процессуальными нормами, президент Буш своей властью объявил Падилью "вражеским комбатантом", то есть лицом, входящим в состав вооруженных сил противника. Это позволило ФБР передать арестованного с рук на руки Пентагону, который поместил его в плавучую тюрьму в Чарльстоне, Южная Каролина. По мнению Джона Эшкрофта, который ссылается на "законы военного времени" и судебный прецедент, правовой статус Хосе Падильи позволяет держать его в заключении неопределенно долго. Судить же его будет обычный уголовный суд общей юрисдикции.

Судя по всему, следователям придется запастись терпением. Вся информация о намерении Падильи взорвать в Америке "грязную бомбу" исходит от Абу Зубейды, который был захвачен в плен cилами специального назначения США в марте этого года в Файсалабаде (Пакистан). Несмотря на совместную одиссею Зубейда не знал имени Падильи, однако опознал его по фотографии. По некоторым сведениям, фотографию эту в числе многих других американский спецназ нашел в одном из пещерных убежищ "Аль-Кайды". Найти Падилью ЦРУ помог случай: он обратился в американское консульство в Карачи с заявлением об утере паспорта. Эти приемом, как известно, часто пользуются террористы, чтобы скрыть свое пребывание в Афганистане и других странах, выступающих либо выступавших в качестве спонсоров терроризма. Как рассказал на своем брифинге представитель Госдепартамента Ричард Баучер, дело показалось подозрительным консульскому работнику; он поставил в известность своего начальника, а уж тот обратился к пакистанским властям и представителям ФБР в Пакистане. Никаких взрывных устройств, чертежей, планов или инструкций при арестованном не обнаружено. По мнению следствия, которое сообщил публике замминистра обороны Пол Вулфовиц, Падилья собирался раздобыть компоненты "грязной бомбы" на территории США - например, в каких-нибудь лабораториях. Однако ни о каких его сообщниках решительно ничего не известно. Никакого второго свидетеля против Падильи у следствия нет. Сам арестованный, по признанию того же Вулфовица, отказывается давать показания.

О "грязной бомбе" как возможном оружии террора американская пресса твердит не первый день. В афганских пещерах "Аль-Кайды" вроде бы обнаружены схемы таких устройств. Собрать "грязную бомбу" несложно. Не исключено, что Абу Зубейда наводит следствие на ложный след. Вполне возможно, что Падилья выполнял совершенно другое задание. Но возможно также и то, что сообщники сделают бомбу и без него. Как явствует из материалов, собранных по делу о терактах 11 сентября, у заговорщиков были дублеры: от того, что некоторые из них не смогли получить американскую визу, а один был арестован, заговор отнюдь не провалился.

Почему при таких условиях ФБР приняло решение об аресте Падильи, почему не проследило его связи в США? Рассчитывали найти у него записную книжку с телефонами и явками? Всего вероятнее, Хосе Падилья потребовался большим вашингтонским начальникам для улучшения своего имиджа в видах предстоящей политической борьбы. Не далее как во вторник на Капитолийском холме прошел митинг с участием ряда видных законодателей и родственников жертв 11 сентября. Ораторы требовали создания независимой комиссии для расследования ошибок американских спецслужб, оказавшихся не в состоянии предотвратить теракты. В конце концов ведь надо же как-то оправдывать и закручивание гаек, при помощи которого пока ни одного террориста не поймали. Хосе Падилья подвернулся весьма кстати. "Информация была известна раньше - почему она оглашена только теперь?" - риторически вопрошает лидер демократов в Сенате Том Дэшл.

На случай если версия "грязной бомбы" не подтвердится, представители обвинения уже во вторник заговорили о том, что Падилья собирался также взрывать отели и бензоколонки. Со своей стороны адвокат арестованного Донна Ньюман, которой отказано в допуске к нему, обратилась в федеральный суд с требованием обеспечить ее клиенту защиту конституционных прав и прежде всего предъявить ему обвинение. После ареста в чикагском аэропорту Падилья был доставлен в Нью-Йорк, где в окружном федеральном суде должно было рассматриваться дело о его содержании под стражей в качестве важного свидетеля. Однако в воскресенье президент Буш подписал бумаги, объявляющие Падилью "вражеским комбатантом" и передающие его под юрисдикцию Вооруженных cил, и федеральный прокурор отозвал ходатайство.

Тем не менее во вторник слушания состоялись; представители обвинения ссылались на постановление Верховного cуда США от 1942 года, согласно которому американский гражданин может быть судим военным судом США в том случае, если он въехал на территорию страны с целью организации диверсий (это тот самый прецедент, на который в своем московском заявлении сослался Эшкрофт). На вопрос судьи, что отвечает Падилья на обвинения правительства, Донна Ньюман заявила, что официально обвинения не предъявлены, а потому и отвечать на них нечего. На все эти претензии министр обороны Дональд Рамсфелд ответил, что власти США пока и не собираются судить Падилью, а хотят получить от него как можно больше полезной информации.

Тем временем из Исламабада пришло известие о том, что пакистанская разведка задержала и допрашивает человека, встречавшегося с Падильей. Агентство АР со ссылкой на анонимный источник в правительстве США сообщает, что Падилья, будучи в Лахоре, искал инструкции по изготовлению "грязной бомбы" в Интернете. Наконец, Джон Эшкрофт в ходе своего визита в Берн заявил, что швейцарские власти обещали ему полное содействие в расследовании дела Падильи.

Владимир Абаринов, 13.06.2002