Расчет с утопленником
7 июня филиппинские войска отбили у террористов заложницу-американку. Миссионеры из Канзаса Мартин и Грейша Бернэм были захвачены боевиками Абу Сабайи более года назад. Они проповедовали слово Божие на севере Филиппин, а 18-ю годовщину свадьбы решили отметить в курортном городе Дос-Пальмас на острове Палаван - это юго-запад страны. 27 мая 2001 года в их бунгало ворвались вооруженные люди в камуфляже - это были террористы группы "Абу Сайяф". Захватив без единого выстрела 20 заложников, в том числе двоих детей, головорезы вместе с добычей погрузились в катера и взяли курс на свою главную базу - гористый, поросший густыми джунглями и окруженный мангровыми зарослями остров Басилан. Помимо Бернэмов, среди заложников был еще один американец, все прочие - филиппинцы.
На острове, однако, террористам пришлось вступить в бой с регулярными войсками. Вместе с заложниками они, подобно отряду Басаева в Буденновске, укрылись в больнице прибрежного города Ламитан. Правительственные силы подвергли здание интенсивному обстрелу с земли и воздуха. Казалось, исход битвы предрешен. Но боевики продержались до наступления темноты, а ночью скрылись через черный ход, пополнив число заложников за счет персонала больницы. Впоследствии солдаты нашли в джунглях два обезглавленных трупа пленников, которые были ранены при осаде и не могли передвигаться достаточно быстро. Аналогичным образом бандиты избавлялись от раненых, больных или ослабевших заложников и в дальнейшем.
12 июля прошлого года, в День независимости Филиппин, после того как правительство отказалось вступить с ним в переговоры, Абу Сабайя отрезал голову американцу Гильермо Соберо и потребовал миллион долларов за каждого из Бернэмов. 11 сентября террористы услышали по радио об атаках в Нью-Йорке и Вашингтоне и встретили сообщение радостными криками "Аллах акбар!"
В начале этого года командование филиппинской армии стянуло на остров значительную войсковую группировку, к которой вскоре присоединились 1000 военнослужащих Сил специального назначения США. Пентагон предоставил филиппинцам вертолеты, приборы ночного видения и другое высокотехнологичное оборудование, незаменимое в действиях против партизан и террористов. Отряд Абу Сабайи был атакован в общей сложности 16 раз. 17-я схватка оказалась решающей.
Абу Сабайя к этому времени перебрался с Басилана в провинцию Замбоанга-дель-Норте на юго-западе острова Минданао. Заложников у него осталось трое - супруги Бернэм и филиппинская медсестра Эдибора Яп; остальных или выкупили, или убили, или им удалось бежать. Здесь след оборвался. Лишь по чистой случайности преследователи обратили внимание на местного жителя, который носит куда-то в лес съестные припасы; он и указал точное место лагеря. 7 июня на рассвете филиппинский спецназ начал операцию захвата. Четверо бандитов и двое заложников, Мартин Бернэм и Эдибора Яп, были убиты в перестрелке. Грейша Бернэм получила ранение в ногу. Остатки отряда, в том числе командир, скрылись.
Их выследили снова на рассвете 21 июня. Отстреливаясь от теснивших их солдат, шестеро молодчиков во главе с предводителем отчалили на скоростном катере от берега и направились в открытое море. Наперерез им устремился патрульный катер филиппинских ВМС. В километре от берега военные моряки протаранили бандитское судно. Четверо террористов сдались. Абу Сабайя и еще двое боевиков прыгнули в воду. Военные утверждают, что все трое были тяжело ранены еще перед прыжком и камнем пошли ко дну.
Из трофеев командующий операцией генерал-майор Эрнесто Каролина предъявил журналистам рюкзак и его содержимое: две пары темных очков, какие постоянно носил Абу Сабайя, его водительские права, спутниковый телефон, медикаменты, длинное белое одеяние исламского фундаменталиста, пистолет 45-го калибра и патроны к нему, а также косметические средства хороших фирм в ассортименте, достойном дамы. Кроме того, оставшиеся в живых террористы рассказали, что Абу Сабайя наверняка утонул - они видели это практически собственными глазами. Один из пленников добавил, что их главарь не умел плавать. Последняя ремарка, впрочем, доверия не внушает: Абу Сабайя когда-то учился в военно-морской академии. Глубина моря в месте столкновения - почти 5 километров.
По версии военных, трупы могло отнести в океан сильным в этих местах течением, а уж там на них набросились акулы, которыми кишат тамошние воды. Тем не менее еще в понедельник масштабная поисковая операция продолжалась. Местным рыбакам за находку утопленников обещана награда в 50 тысяч песо (1 тысяча долларов). К поискам подключился американский спецназ. Найти трупы крайне необходимо. Филиппинцы не верят военным. И для этого у них есть основания.
Еще восемь лет назад о филиппинской террористической группировке "Абу Сайяф" никто ничего не знал. На острове Минданао действует созданная в 1969 году организация мусульманских сепаратистов, Фронт национального освобождения моро (MNLF; моро - общее название мусульманских народов Филиппин). в 1996 году она заключила мирное соглашение с правительством и сложила оружие. Существует также отколовшийся от MNLF Исламский фронт освобождения моро (MILF). Эта партизанская армия, насчитывающая, по разным оценкам, от 8 до 40 тысяч штыков, не удовлетворена договоренностями об автономии и продолжает борьбу за полное отделение мусульманских районов.
"Абу Сайяф" вроде бы тоже откололась от умеренных сепаратистов. В нее, как утверждают официальные американские источники, вошли филиппинские моджахеды, воевавшие в Афганистане. Поначалу она якобы получала поддержку от исламских благотворительных фондов, а затем перешла на самофинансирование и промышляет захватом заложников. Однако точная история возникновения группировки покрыта мраком.
В 1994 году филиппинские спецслужбы арестовали Эдвина Анхелеса - одного из основателей группы "Абу Сайяф". Вот что рассказал о нем Граням.Ру Кеннет Тиммерман - известный американский журналист, глубокий знаток вопроса:
"История Анхелеса на самом деле интересна. В ней много спорных моментов. Предполагается, что он сам сдался филиппинской военной разведке. Он был одним из двух основателей партизанской группы "Абу Сайяф". Но в то же время он работал на филиппинскую военную разведку. Это был глубоко внедренный агент, с помощью которого разведка пыталась создать эту экстремистскую группу, с тем чтобы потом манипулировать ею в собственных целях. Пока неясно, что это были за цели. Были ли внутри филиппинской военной разведки люди, которые на самом деле хотели породить в стране террористическую деятельность, которая привела бы к укреплению позиций военных вплоть до создания военного режима? Или же они просто пытались таким образом собрать разведывательную информацию об исламских радикалах? Это пока неизвестно. Уже в заключении, на допросах, он признался в том, что он агент военной разведки. Оказалось, что это правда. Анхелес даже смог на предварительных судебных слушаниях представить документ, подтверждающий его слова. Это бумага, из которой следовало, что правительство выплачивало ему зарплату за то, что он находился внутри этой экстремистской организации. В результате с него были сняты все обвинения, и его освободили".
По словам Тиммермана, на допросах Анхелес показал, что в 1989 году к нему обратился Рамзи Юсеф, отрекомендовавшийся личным посланником Осамы бен Ладена, с просьбой помочь ему организовать на острове Минданао региональную базу исламистов. С этого будто бы и началось создание группы "Абу Сайяф". А в 1992 году на остров прибыл сам бен Ладен. Бывший сотрудник манильской резидентуры ЦРУ подтвердил Тиммерману, что не только такой визит имел место, но что бен Ладен, представлявшийся богатым саудовским инвестором, летал на Минданао вместе с тогдашним президентом Филиппин Фиделем Рамосом на его президентском самолете.
Что касается Рамзи Юсефа, то он признан виновным в организации взрыва нью-йоркского Всемирного торгового центра в 1993 году и приговорен американским судом к 240 годам тюрьмы. Юсеф утверждает, что он родился и вырос в Кувейте. Однако люди, хорошо знакомые со всеми обстоятельствами дела - к их числу принадлежит и бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси - считают Рамзи Юсефа сотрудником иракских спецслужб, присвоившим биографию человека, досье которого оказалось в руках иракской разведки в период оккупации Кувейта иракскими войсками.
"Юсеф - это практически иллюзорный персонаж, - говорит Кеннет Тиммерман. - До того как взорвать Всемирный торговый центр, он приезжал в Соединенные Штаты по иракскому служебному паспорту. Один из его сообщников в этом теракте, который все еще находится в розыске, покинул Соединенные Штаты через несколько часов после теракта в феврале 1993 года тоже по иракскому паспорту и оказался в Багдаде, где, как полагают, он и находится до сих пор. Но связи Рамзи Юсефа с иракскими спецслужбами все еще расследуются. И надеюсь, в ближайшее время появится много новой информации".
Сообщник Рамзи Юсефа, скрывшийся в Ираке, - Абдул Рахман Ясин. За содействие в его поимке ФБР назначило награду в размере 25 миллионов долларов.
В январе 1995 года вместе еще с одним иракским агентом, Абдул Хакимом Мурадом, Рамзи Юсеф занимался в своей манильской квартире изготовлением взрывчатки. Они проявили неосторожность при обращении с химикатами, в квартире начался пожар, и заговорщики спаслись бегством. Однако позже Мурад вернулся, чтобы уничтожить важную улику - жесткий диск компьютера, содержавший подробности их преступных планов, - и был арестован филиппинской полицией. Рамзи Юсеф бежал в Пакистан, но был там арестован и передан Соединенным Штатам, которые ранее объявили его в международный розыск по подозрению в организации взрыва 1993 года.
Эдвин Анхелес утверждает, что именно среди филиппинских заговорщиков родился план одновременного захвата 11 пассажирских самолетов, направляющихся из стран Юго-Восточной Азии в США и использования их в качестве ракет для разрушения крупных зданий; в этих совещаниях, утверждает Анхелес, участвовал Терри Николс - сообщник Тимоти Маквея, взорвавшего в апреле 1995 года административное здание в Оклахома-сити. Впрочем, Эдвин Анхелес уже ничего не утверждает: в январе 1999 года он был убит шестью выстрелами в упор на пороге мечети двумя членами группы "Абу-Сайяф". Незадолго до Анхелеса погиб и предводитель "Абу-Сайяф" Абдураджак Джанджалани. Группа вскоре распалась на пять отрядов. За голову командира каждого из пяти отрядов США назначили награду в 5 миллионов долларов. Одним из пятерых был Абу Сабайя.