статья Это он, Эдичка

Виталий Портников, 28.02.2002
Эдуард Шеварднадзе. Фото AP

Эдуард Шеварднадзе. Фото AP

Пока президент России Владимир Путин готовится к общению со своим грузинским коллегой Эдуардом Шеварднадзе, государственный секретарь США Колин Пауэлл решил вмешаться в обмен непониманием между Москвой и Тбилиси и позвонил министру иностранных дел России Игорю Иванову. Иванов, как известно, оказался наиболее высокопоставленным российским руководителем, высказавшим откровенное раздражение по поводу возможного появления американцев в Грузии. Но, судя по информации о телефонном разговоре Иванова и Пауэлла, госсекретарь, в отличие от грузинских политиков, вовсе не собирался ходить вокруг да около, а просто пообещал российскому коллеге, что собирается учитывать интересы его страны.

Беда только в том, что эти интересы в Москве и Вашингтоне понимают по-разному. Американцы априори убеждены, что Россия заинтересована в ликвидации террористической опасности в Панкисском ущелье и раздражена грузинской позицией исключительно потому, что Шеварднадзе использует присутствие в кризисном регионе террористов для нажима на Москву в абхазском вопросе. Но с точки зрения российского руководства интерес Москвы заключается в "вассализации" Грузии, а в этом плане присутствие боевиков в Панкиси дает возможность обвинять Шеварднадзе в неспособности контролировать ситуацию, а также дискредитировать грузинского президента в глазах Запада.

Москве следует посмотреть правде в глаза: бывший министр иностранных дел Советского Союза обыграл своих недавних подчиненных. И не сегодня, а скорее всего во время недавнего визита в Вашингтон. Судя по характеру принимаемых американцами и грузинами решений, Шеварднадзе высказался в Белом доме без обиняков и объяснил, каковы, по его мнению, истинные цели российской политики. Встречный вопрос: хочет ли грузинский президент, чтобы ему помогли избавиться от боевиков так, чтобы это не усилило российское влияние в регионе? Ответ - положительный.

Эту ситуацию можно было бы легко просчитать, когда Москва стала разыгрывать панкисскую карту и рассчитывать с ее помощью привести к власти в Грузии более послушный себе режим. Но расчет оказался неверным, потому что Шеварднадзе играл в свою игру. Недавнее самоубийство секретаря грузинского Совбеза и одного из ближайших советников Шеварднадзе Нугзара Саджая демонстрирует, что игра эта - рискованная, а ее участники готовы на все ради достижения своих целей. Тем не менее пока что Шеварднадзе выигрывает, и по-крупному. Он не только сохраняет власть в весьма неустойчивой ситуации, он еще и лишает Россию статуса региональной державы.

Американцы вслед за Центральной Азией приходят в Закавказье - как и в центральноазиатском случае, исключительно для того чтобы помочь Москве в ее борьбе с мировым терроризмом, о котором так много рассказывал Владимир Путин. И, как и в центральноазиатском случае, лишая Россию возможности заказывать музыку сумевшим перестроиться на иной лад исполнителям. Именно поэтому встреча Путина с Шеварднадзе особого значения не имеет: бывший член Политбюро скажет бывшему офицеру КГБ немало хороших слов и потупится в ответ на возможные упреки. Он умеет картинно вздыхать после успешно проведенной операции - этому в советские годы тоже учили.

На поиск вышли Ивановы - Грани.Ру, 20.02.2002
Панкисской войны не будет - Грани.Ру, 30.11.2001
Последняя пьеса Шеварднадзе: "Батум" - Грани.Ру, 06.11.2001
Бомба для Шеварднадзе - Грани.Ру, 02.11.2001
Обложили его, обложили - Грани.Ру, 01.11.2001
Брежневеющего Бог бережет - Грани.Ру, 01.11.2001
СНГ: проблемы безопасности (досье Граней.Ру)

Виталий Портников, 28.02.2002