Также: Мир, Политика | Персоны: Борис Соколов

статья Афганистан: возможны варианты

Борис Соколов, 14.12.2001
Фото Reuters

Фото Reuters

Создание в Бонне афганского переходного правительства во главе с Хамидом Карзаи пока что никаких принципиальных перемен в обстановку в стране не внесло. Власть Карзаи если и признают, то лишь в некоторых населенных пуштунами районах на востоке и юге страны. Бурхануддин Раббани пока что не отказался от титула президента Исламской Республики Афганистан, таджикские и узбекские отряды продолжают враждовать как друг с другом, так и с пуштунскими ополченцами, в которых, судя по всему, в одночасье превратилась основная масса талибов.

В то же время все они вместе, подкрепленные американским и британским спецназом и авиацией, гоняются по горам за "непримиримыми" талибами и арабскими боевиками из "Аль-Кайды". Продолжаются и бомбардировки, причем именно в последние дни ВВС США понесли первые серьезные потери - стратегический бомбардировщик B-1. И не стоит особенно обольщаться по поводу того, что талибы до сих пор не начали широкомасштабную партизанскую войну. В зимних условиях они, в отличие от американцев с их вертолетами и транспортной авиацией, вести ее просто не могут. И раньше апреля будущего года всплеска партизанской активности в Афганистане ожидать не следует. А к тому времени для партизан-талибов и бойцов "Аль-Кайды" появятся хорошие мишени в лице подразделений международного миротворческого контингента, ввод которого в страну планируется еще до конца нынешнего года. Бойцов же "Северного альянса" традиционно предпочитают не убивать, а путем подкупа и посулов либо переманивать на свою сторону, либо побуждать разойтись по домам.

Дальнейшее развитие событий во многом зависит от того, удастся ли в ближайшие недели американцам и британцам совместно с "Северным альянсом" и союзными пуштунскими племенами поймать или уничтожить Осаму бен Ладена и других руководителей "Аль-Кайды" (уничтожение муллы Омара желательно, но не обязательно). Тогда цель антитеррористической операции в Афганистане будет достигнута, и интерес США к этой стране уменьшится. Однако надежно подтвердить гибель террориста номер один, а тем более захватить его живым, будет очень трудно. Сколько писали, например, о гибели узбекского союзника талибов Джумы Намангани. А теперь выясняется, что он как будто жив и даже собирается во главе своих отрядов вторгнуться в Узбекистан или Киргизию. Надежно удостоверить гибель бен Ладена ничуть не проще. Нельзя также исключить, что ему уже удалось каким-то образом ускользнуть в Пакистан или Иран.

Если лидера "Аль-Кайды" так или иначе удастся нейтрализовать, то международные миротворческие силы вряд ли останутся в Афганистане надолго - ведь стабильность в стране сама по себе вряд ли входит в число первоочередных американских целей. Однако возможен и другой сценарий развития событий: в обозримом будущем поймать или гарантированно уничтожить террориста номер один не удается. В этом случае на территории Афганистана в течение длительного времени останутся международные миротворческие силы. И им может прийтись столь же несладко, как американским войскам в Сомали в начале 90-х годов. Как и там, в Афганистане легко может развернуться война всех против всех, меж тем как у миротворцев не будет четко очерченных противников, а равно и союзников.

Из Сомали американцы ушли спустя два года, посчитав гибель нескольких десятков военнослужащих слишком дорогой ценой за выполнение чисто гуманитарной миссии в стране, где США в тот момент (1993-1994 годы) не имели каких-либо интересов. Тогда еще ничего не было известно о сомалийских базах "Аль-Кайды". Теперь все, похоже, возвращается на круги своя. Как заявил лидер Сомалийского национального альянса Хусейн Айдид, сын генерала Мохаммеда Айдида, боевики которого заставили уйти из страны американских миротворцев, боевики "Аль-Кайды" начали прибывать в Сомали. Эта страна может стать следующей мишенью антитеррористической операции, на что уже намекают в Вашингтоне. В Афганистане же американские войска при необходимости могут, вероятно, остаться и на 5-10 лет. Момент для вывода миротворцев настанет либо при относительной стабилизации ситуации в стране под властью более или менее лояльного Западу правительства, либо если выявится невозможность справиться с боевиками "Талибана" и "Аль-Кайды".

Борис Соколов, 14.12.2001