статья Трудно быть Хаком

Владимир Абаринов, 31.10.2001
Абдул Хак. Фото Reuters

Абдул Хак. Фото Reuters

Эта сцена не раз описана в приключенческих романах. В сумерках на горной дороге вырастают, как из-под земли, силуэты всадников, человек на деревянной ноге разворачивает коня, но и позади те же неумолимые фигуры, ситуация совершенно безнадежна, можно лишь принять неравный бой и с честью умереть. По законам жанра в последнюю секунду на месте действия появляется гуттаперчевой ловкости герой, какой-нибудь Зорро со своим чудесным лассо, цирковым трюком спасает попавших в капкан и наказывает коварных врагов за самонадеянность и подлость. Чего не хватало героям Луи Буссенара и Майн Рида, так это спутникового телефона, по которому можно в любую минуту призвать на помощь. Телефон у попавших в засаду был. Но помощь не пришла. Так погиб Абдул Хак.

Выходец из зажиточной пуштунской семьи, он в 16 лет был арестован и приговорен к смерти за участие в заговоре против правительства Мохаммеда Дауда, но благодаря влиянию родственников прощен. В 22 года Абдул Хак пошел воевать с советской армией. Вероятно, российские ветераны той войны отдадут должное бывшему противнику, чей отряд атаковал военные конвои на горных перевалах между Кабулом и Джелалабадом, а порою совершал дерзкие рейды в столицу. Число моджахедов под командой Абдул Хака быстро выросло до 5 тысяч человек. Его наиболее впечатляющей операцией стало уничтожение огромного склада боепарипасов близ Кабула, при котором погибли сотни советских солдат, а колоссальный взрыв был снят на видеопленку с крыши британского посольства, расположенного в 10 милях от места происшествия. Отряд Абдул Хака никогда не мародерствовал и не занимался бандитизмом.

Он был ранен 16 раз. В 1986 году советская противопехотная мина лишила его правой ноги ниже колена. Боевые успехи Абдул Хака снискали ему международную известность. Он не раз встречался с Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер. После ухода советских войск он возглавил полицию; пытался остановить внутриафганскую распрю, не сумел и покинул страну, не желая участвовать в кровавом дележе власти. Два его брата, напротив, вошли в правительство и снискали одиозную репутацию.

Абдул Хак поселился в Дубаи и стал преуспевающим бизнесменом. Второй дом он завел в Пешаваре. Он не мог уклониться, даже если бы и хотел, от обязанностей неофициального лидера оппозиции "Талибану". В 1999 году он заплатил за это суровую цену: киллеры-профессионалы ворвались в дом, предварительно обесточив его и отключив телефон, и убили жену Абдул Хака и его 11-летнего сына. Убийц так и не нашли.

Его мирный план состоял в том, чтобы добиться раскола "Талибана", взять Кабул и доставить туда бывшего короля. Он считал афганскую монархию анахронизмом и отводил Захир Шаху роль отца нации, под эгидой которого в столице могла бы собраться лойя-джирга - созванная в изгнании, говорил он, она не имела бы законной силы. По мнению Абдул Хака, этот план имел все шансы осуществиться. Он был уверен в бесперспективности американской поддержки сил "Северного альянса" - именно таджикско-узбекская угроза, доказывал он, заставляет пуштунов сплачиваться вокруг "Талибана". По той же причине Абдул Хак резко выступил против воздушной кампании. Возможно, именно он внушил вашингтонским стратегам мысль о возможности включения в будущее правительство умеренных лидеров "Талибана". В день визита в Исламабад госсекретаря США Колина Пауэлла в пакистанскую столицу тайно прибыл талибский министр иностранных дел Вакиль Ахмед Мутавакиль. После этого Пауэлл и стал говорить о том, что некоторые члены руководства "Талибана" могли бы войти в коалиционный кабинет. В американском правительстве есть люди, сделавшие ставку на миссию Абдул Хака, один из них - заместитель Пауэлла Ричард Армитедж. Он наверняка обсуждал предложение на своих встречах с российским коллегой Вячеславом Трубниковым. Но Владимир Путин после встречи в Душанбе с Рахмоновым и Раббани решительно воспротивился идее.

Наконец, Абдул Хак понял, что пришло время действовать, и действовать безотлагательно. Он решил отправиться в Афганистан, чтобы организовать на юге пуштунское сопротивление "Талибану", массовый переход в оппозицию, о котором так мечтают в Пентагоне, но пока добились лишь обратного эффекта. Он обратился к британским властям с просьбой финансировать вооружение 5 тысяч человек. Британская разведка в ответ предложила ему четыре спутниковых телефона. Он сказал, что телефоны у него есть. Представители ЦРУ после первой встречи попросили о второй и умоляли ни в коем случае не отправляться в Афганистан без подготовки. Он решил, что разговорам не будет конца, и ровно на следующий день собрался в путь. Перед отъездом позвонил в американское консульство и сообщил о своем решении. Консульство пожелало ему успеха и просило проявлять осторожность. Отряд Абдул Хака состоял из 19 человек и был плохо вооружен. Местность, правда, была знакомая с детства.

В Пешаваре на связи остался Джеймс Ричи - чикагский бизнесмен, выросший в Афганистане. Он и принял звонок от окруженного отряда. Ричи тотчас позвонил в Вашингтон другому стороннику Абдул Хака, бывшему советнику по национальной безопасности Роберту Макфарлейну. В Вашингтоне был вечер четверга. Макфарлейн набрал номер оперативного дежурного ЦРУ. Спустя четыре часа к месту действия прибыл беспилотный самолет RQ-1 Predator ("Хищник"!), долбанул противотанковой ракетой Hellfire ("Адский огонь"!) в белый свет, как в копеечку, и улетел восвояси, нисколько не облегчив участь Абдул Хака. Ему устроили скорый суд и в тот же день расстреляли, обвинив в шпионаже.

Бездарный, сокрушительный провал американской разведки граничит с предательством. Сегодня люди, отказавшие ему в поддержке, говорят, что сомневались в его возможностях. Но причина, всего вероятнее, кроется в другом: Абдул Хак был слишком своенравным и неуправляемым. Второго Абдул Хака у американцев просто нет. В рядах антиталибской пуштунской оппозиции царит уныние. Пентагон признается, что недооценил волю к сопротивлению, которую проявляют войска "Талибана", и переоценил желание "Северного альянса" воевать.

ИНФОРМБЮРО:

Абдул Хака сдала пакистанская разведка - 31.10.2001
Рамсфелд: США пытались помочь Абдул Хаку с воздуха - 29.10.2001
На казнь Абдул Хака американцы ответили 11-часовой бомбежкой - 27.10.2001

Владимир Абаринов, 31.10.2001