Пакистанская поза на двух стульях
За похвалами руководителей администрации США в адрес пакистанского президента Мушаррафа никогда не просматривалось твердой уверенности Вашингтона в том, что возглавляемая генералом страна сумеет пронести тяжкое бремя союзничества ради общей победы над терроризмом. И последние дни - когда в Пакистане начали убивать христиан, а исламские боевики захватили аэродром в Кашмире, городок Чилас (350 км к северо-востоку от Пешавара) и перерезали стратегически важное Каракорумское шоссе - лишь подтвердили эти опасения.
Восстание в северной части Кашмира, контролируемой пакистанской армией, ставит генерала Мушаррафа перед дилеммой. Долгие годы Исламабад всячески поддерживал радикально настроенные исламские организации в этом районе, называл тех, кого в Индии считают террористами, "борцами за свободу". Помогал им политически, оружием и деньгами.
Ни для кого не было секретом и то, что в северном Кашмире всегда вольготно чувствовали себя посланцы "Аль-Кайды", вербовавшие единоверцев в тренировочные лагеря на территории Афганистана. По мнению экспертов, Кашмир и Афганистан являются "сообщающимися сосудами": боевики, оружие и наркотики свободно перетекают в обоих направлениях.
Силовые структуры Пакистана настолько срослись с исламскими экстремистами на почве долгого противостояния противникам на юге (Индии) и на севере (сначала советским войскам, затем "Северному альянсу"), что это давно стало секретом полишинеля. В том числе и для Вашингтона. Выплеснутое на днях в СМИ (конкретно - на страницы New York Times за 29 октября) анонимными сотрудниками ЦРУ раздражение по поводу "неблаговидной роли" пакистанской разведки ISI в укрепления смычки бен Ладена и талибов стало следствием явно усилившихся трений между Вашингтоном и Исламабадом после гибели на прошлой неделе пуштунского руководителя Абдул Хака. В ЦРУ предполагают, что пакистанская разведка попросту "сдала" Хака талибам, что и привело к быстрому фиаско миссии этого сторонника экс-короля Афганистана Захир Шаха. После чего надежды на скорое формирование антиталибской оппозиции на базе пуштунских племен растаяли как дым.
Переговоры, которые вели в течение пяти дней с бунтовщиками в Северном Кашмире представители Исламабада, окончились безрезультатно. Направленные в мятежный район дополнительные воинские части пока не приступают к усмирению бунтовщиков. И вряд ли приступят, ибо подавление восстания может привести к непредсказуемым последствиям.
Руководство так называемого Совета обороны Афганистана и Пакистана, которое гипотетически могло бы выступить посредником в урегулировании конфликта, отказалось содействовать в поиске развязки ситуации. "Эти люди часть джихада. Правительство же должно прекратить сотрудничество с американцами", - цитирует ИТАР-ТАСС главу Совета Сами-уль-Хака.
Если добавить сюда, что в приграничных районах Пакистана продолжается формирование "добровольческих сил" для отправки в Афганистан на помощь талибам, то вывод очевиден: страна расколота и стоит на пороге серьезных потрясений. При этом усиление американской поддержки генералу Мушаррафу вовсе не прибавляет последнему популярности внутри страны. Слухи о том, что спецназ США уже готовит операцию по захвату пакистанского ядерного арсенала на случай свержения генерала, свидетельствуют о том, что в Вашингтоне изготовились к самому худшему сценарию.
Даже если эти сведения, добытые журналом New Yorker, и являются запланированной утечкой, это дает ясный сигнал Исламабаду - установить еще более жесткий контроль над исламской оппозицией и навести порядок в своих силовых структурах.
Но против американцев работает целый комплекс взаимосвязанных обстоятельств. Почти вселенское недовольство в связи с неочевидными результатами первых трех недель кампании и множащимися жертвами среди мирного населения, отказ Пентагона приостановить боевые действия на период приближающегося рамадана, возможность расширения операции на другие страны - все это объективно подтачивает и без того хрупкий союз Мушаррафа с США. Проталибские силы в пакистанской армии и разведке существуют, как говорится, по определению, и они в любой момент могут вступить в игру. На этом фоне генералу Мушаррафу не остается ничего, как призывать Вашингтон в кратчайшие сроки завершить военную операцию. Или хотя бы приостановить боевые действия на период священного для мусульман рамадана.
Но шеф Пентагон Дональд Рамсфелд уже дважды за последние дни заявлял, что этого не будет. То же самое повторил Мушаррафу побывавший в понедельник в Исламабаде командующий американскими войсками в зоне конфликта генерал Томми Фрэнкс.
Растущий в США и Европе скептицизм относительно перспектив антитеррористической операции станет абсолютным, если в Пакистане действительно рванет. Ведь на "усмирение" страны такого калибра у Америки, похоже, не хватит пороха - ни в прямом, ни в переносном смысле.
Статьи по теме
Пакистанская поза на двух стульях
В ЦРУ предполагают, что пакистанская разведка попросту "сдала" Абдул Хака талибам, что и привело к быстрому фиаско миссии этого сторонника экс-короля Афганистана Захир Шаха. После чего надежды на скорое формирование антиталибской оппозиции на базе пуштунских племен растаяли как дым.