Берлинская стена в Кабуле
Война войной, а о судьбе постталибского Афганистана надо думать уже сегодня. Первым об этом внятно напомнил Исламабад. 16 октября президент Пакистана Первез Мушарраф сразу же после встречи с госсекретарем США Колином Пауэллом объявил о том, что "в создании будущего правительства Афганистана должны принять участие все политические силы: бывший король Захир Шах, умеренное крыло талибов, "Северный альянс", а также политические лидеры Афганистана, находящиеся в эмиграции". Американский гость высказался в том же духе.
После визита г-на Пауэлла в Ташкент уже Ислам Каримов сделал заявление о коалиционном правительстве - поддерживает идею, согласен, одобряет... И считает, что интересы пуштунов (главной этнической базы талибов) безусловно должны быть представлены в новом правительстве в полной мере. Очевидно, одна из ключевых задач госсекретаря США в его вояже по странам, так или иначе "завязанным" на Афганистан, заключается в том, чтобы заручиться их поддержкой американского плана политического обустройства послевоенного Афганистана. Америка, судя по всему, решила не тянуть с политической фазой антитеррористической операции. Как известно, США намерены не только истреблять сами гнезда терроризма, но и создавать на их месте стабильные демократические политические системы.
Реакция "Северного альянса" была предсказуема. Министр иностранных дел правительства Раббани доктор Абдулло категорически исключил саму возможность какого-либо участия талибов в будущем коалиционном правительстве, "поскольку они (талибы) являются орудием в руках террористов". При этом альянс не возражает ни против коалиции, ни против участия Пакистана в политическом обустройстве Афганистана. Уже прогресс, если учесть, мягко говоря, неприязненные отношения между "Северным альянсом" и Исламабадом.
Ясно, что Раббани и генералы альянса рассчитывают на такую же поддержку своих политических устремлений, какую оказывают США своему верному союзнику - правительству Мушаррафа.
Россия пока высказывается по затронутой теме крайне осторожно. Прибывший в Шанхай министр иностранных дел Игорь Иванов заявил, что Москва за "демократическое коалиционное правительство, которое бы представляло все этнические группы". Конкретно об "умеренных талибах" - ключевой загвоздке американской инициативы - российский министр пока промолчал. Скорее всего речь об этой проблеме пойдет во время встречи Иванова с Пауэллом, намеченной на ближайшие дни. И окончательно позиция России прояснится 20-21 октября, в том же Шанхае, когда встретятся Джордж Буш и Владимир Путин.
Возможно, упоминание талибов и будет вычеркнуто из списков коалиционной власти Афганистана, заменено каким-нибудь эвфемизмом, не раздражающим слух "северян". Возможно, Россия, со своей стороны, поступится какими-нибудь именами из особо неприемлемых для Пакистана. И дело действительно кончится миром.
Но нельзя исключать и конфронтационный вариант. Наивно было бы думать, что Кремль отказался от планов "русифицированной версии" афганского правительства. Одним махом решить проблему "буферной зоны", обезопасить "подбрюшье" СНГ, утвердить свое влияние в одном из ключевых регионов Востока - всего этого можно достичь только с помощью безусловно лояльного Москве, однородного в этой своей лояльности правительства. При всей риторике братания, которая преобладает сегодня в российско-американских отношениях, трудно предположить полное и гармоничное слияние интересов США и России в вопросе будущего обустройства Афганистана.
А есть еще Китай, есть Индия. Тоже со своими интересами. И так соблазнительно по старой привычке задружиться с ними против США. И вообще, зачем выдумывать велосипед - на самый крайний случай можно востребовать опыт поделенных Германии, Кореи, а персонально для Кабула - опыт разрезанного стеной Берлина. Не такая уж это и утопия. Например, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Евгений Зеленов (кстати, боевой летчик с двухлетним опытом войны в Афганистане) в беседе с Гранями.Ру не исключил разделения Афганистана на Северный и Южный, "по примеру Кореи". Отыщутся и в Думе, и в правительстве, и в Кремле сторонники жесткого "торга" с США над картой "зачищенного" Афганистана. В этом можно не сомневаться.
Однако вряд ли США, при всей своей рыночной продвинутости, сочтут такой торг уместным. Раздел страны - это всегда нестабильность, конфликты, стрельба и снова террор. Не для того начинали...
Мир заранее признателен мулле Омару - Грани.Ру, 12.10.2001
ИНФОРМБЮРО: ВОЙНА С ТЕРРОРОМ
Статьи по теме
Берлинская стена в Кабуле
Наивно было бы думать, что Кремль отказался от планов "русифицированной версии" афганского правительства. Одним махом решить проблему "буферной зоны", обезопасить "подбрюшье" СНГ, утвердить свое влияние в одном из ключевых регионов Востока - всего этого можно достичь только с помощью безусловно лояльного Москве правительства. При всей риторике братания, которая преобладает сегодня в российско-американских отношениях, трудно предположить полное и гармоничное слияние интересов США и России в вопросе будущего обустройства Афганистана.