Также: Мир, Политика

статья Трудно искать черные деньги в темной комнате

Евгений Волин, 01.10.2001

В то время как в Европе и США уже удалось обнаружить и заморозить десятки "террористических" банковских счетов, у финансовых полицейских Азии результаты пока нулевые. Это не потому, что деньги бен Ладена и его сообщников не перемещаются в азиатском пространстве; напротив, есть все основания полагать, что именно здесь и циркулируют основные финансовые потоки, питающие экстремистские группировки по месту действия (Филиппины, Индонезия, Ливан и т.д.).

Вопрос в том, как именно эти деньги путешествуют через границы. Эксперты сильно сомневаются, что следы "террористических" денег можно будет обнаружить по обычным банковским проводкам. Дело в том, что в Азии широко распространена подпольная банковская система ("народные банки"), связывающая представителей различных диаспор в разных странах. Эта система, в "обычной" жизни преследующая цель уйти от налогообложения, основана на полном доверии и предусматривает "взаимозачеты" без денежных транзакций как таковых. Вот почему Интерполу и разного рода спецам по теневой экономике не удается выявить следов взаиморасчетов за те же наркотики, оружие и прочий "экстремальный" товар. В Индии эту систему называют "хавала", в Пакистане - "хунди", внутри китайских общин - "фэй цянь".

Еженедельник Far Eastern Economic Review привел недавно пример, как это делается на практике. К примеру, человеку необходимо переправить 10 тысяч долларов из Исламабада в Бангкок. Он приходит в "подпольный банк" (действующий под вывеской ювелирной лавки или турагентства), отдает хозяину искомую сумму, взамен которой получает, например, ничего не стоящую старую купюру достоинством 10 тыс. рупий (этакий "народный" дорожный чек). Купюра отсылается по почте получателю денег. Он приходит с ней в условленный "подпольный банк" в Бангкоке, и там ему выдают соответствующую сумму в местной валюте. Понятно, что в данном случае пакистанский "банкир" сообщает своему таиландскому коллеге номер купюры или какой-то другой отличительный признак, который позволяет подтвердить права имярека на сумму "валютного перевода".

Кстати сказать, сходным путем перемещается значительная часть денег, выручаемых от торговли в России китайскими и прочими "челноками". По недавнему признанию премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, ежегодный объем завоза китайского ширпотреба в Россию составляет около 10 млрд долларов(!). Известно, что посредством банковских переводов, карт типа Visa, а также в бумажниках "челноков" перевозится лишь меньшая часть этой суммы. Куда оседают все остальные миллиарды - это большой вопрос. Кое-что тратится на "доплаты" сверх контрактной суммы наличными российским (а также казахстанским, белорусским и прочим) поставщикам на китайский рынок сырья, металлов, энергоресурсов и разного рода техники (не исключено, что и военной). Китайские компании - получатели этих грузов затем производят аналогичные вышеописанному "взаимозачеты" (в местной валюте) с отечественными производителями и поставщиками ширпотреба.

К примеру, получил директор нашего леспромхоза от своего китайского партнера через доверенный "народный банк" 100 тысяч баксов "налом" сверх номинальной суммы контракта. Кругляк пошел в Китай, и как только состав с ним достиг конечного получателя, последний передает - опять-таки "налом" - эквивалентную сумму в юанях местной фабрике по пошиву кожаных курток типа "Made in Italy" (которых и продали в Москве на искомые сто тысяч). "Взаимозачеты" производятся либо непосредственно между участниками этой операции, либо (что чаще и надежнее) через "народные банки, действующие", соответственно, в России и Китае. Далее происходит повторение той же самой операции. Новая партия кожаных курток отправляется чартером в Москву; дальше, понятно, "серая" растаможка (по доллару за кг груза), после чего товар продается на оптовом рынке. Реально уходящая, скажем, за те же сто тысяч долларов партия товара оставляет в налоговых органах "следов" от силы на 20-30 тысяч. Теневую же часть опять куда-то надо приладить и как-то вывезти. Так что снова надо идти в китайский "народный банк"...

Евгений Волин, 01.10.2001