Также: Мир, Политика

статья Редкий "Хорнет" долетит до Кабула

Владимир Петров, 26.09.2001

У Пентагона есть проблема - наземные аэродромы, или базы подскока. То есть взлетные полосы на земной тверди. Авианосцы в битве с талибами не смогут выполнить той роли, которой традиционно наделяла их Америка в своих войнах. От Аравийского моря, куда выдвинутся на боевое патрулирование авианосцы, до Кабула не менее 1400 км по прямой. А боевой радиус действия самого "дальнобойного" палубного истребителя-бомбардировщика F/А-18 "Хорнет" с бомбовой нагрузкой составляет всего около 600 км.

В предыдущей американской кампании в этом регионе проблема наземной ВПП (взлетно-посадочной полосы) решалась без особых проблем. В Персидском заливе на шести авианосцах, направленных для участия в операции "Буря в пустыне", находилось 116 самолетов типа F/А-18 "Хорнет". Еще 72 таких самолета, входящие в корпус морской пехоты США, были развернуты на наземных базах в Саудовской Аравии и Бахрейне.

До 80 процентов боевых вылетов натовской воздушной армады на Югославию совершили тактические истребители, размещенные в непосредственной близости от Балкан - на итальянской базе Авиано, а также на базах в Германии и Турции. Самолеты атаковали Сербию одновременно с четырех направлений через воздушное пространство Венгрии, Хорватии, Боснии и Болгарии.

Так что стремление Пентагона опереться на авиационную инфраструктуру государств Центральной Азии, входящих в СНГ, вполне понятно.

Официальная позиция Москвы в этом вопросе не вполне однозначна. Министр обороны Сергей Иванов еще на прошлой неделе категорически отверг даже гипотетическую возможность использования военных объектов в регионе американской авиацией. Глава МИДа Игорь Иванов, находясь в Вашингтоне, был, однако, менее категоричен: "Каждая страна СНГ будет сама решать, в какой мере и каким образом ей сотрудничать с Соединенными Штатами".

Формально государства, входящие в Договор о коллективной безопасности Содружества (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизии, Таджикистан и Россия), должны коллегиально решать, допускать или нет на свою территорию иноземные войска. Однако в последние дни лидеры центральноазиатских республик определенно высказались за участие в международной антитеррористической коалиции. Возможно, именно их решимость подтолкнула и Владимира Путина к заявлению о готовности союзников по СНГ предоставить аэродромы.

И все же дело это отнюдь не решенное. Например, Узбекистан и Туркменистан явно осторожничают, не горя желанием портить отношения с талибами. Узбекистан согласен принимать транспортные самолеты, а Туркменистан - даже только самолеты с гуманитарным грузом.

Словом, пока полный туман. Между тем поддержка российскими асами антитеррористической операции с воздуха значила бы для США немало. Советские ракетоносцы бороздили афганское небо еще в 80-х годах. Самолеты из дивизии, которой командовал генерал-майор Джохар Дудаев, в составе авиационной группы бомбили горные укрепления моджахедов.

Варианты, как говорится, возможны. Граням.Ру достоверно известно, что в Генштабе изучают возможность нанесения ракетных ударов с воздуха по передовым позициям талибов на севере Афганистана. И если Бурхануддин Раббани, а не Буш, запросит у Москвы военной помощи, то такая помощь будет скорее всего оказана. Случай разделаться с опостылевшими талибами Россия вряд ли упустит. Что и будет ее вкладом в мировую борьбу с террором.

Владимир Петров, 26.09.2001