Также: Мир, Политика | Персоны: Владимир Темный

статья Чтоб наш Кандагар у талибов забрать

Владимир Темный, 24.09.2001
Анатолий Квашнин. Съемки НТВ

Анатолий Квашнин. Съемки НТВ

Энтузиаст создания мощной армейской группировки на Центрально-Азиатском направлении генерал Анатолий Квашнин чувствует себя в эти дни, видимо, как никогда востребованным. Именно ему поручил президент Путин зондаж военной ситуации во взрывоопасном регионе. Именно он встречался с президентами Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркменистана и вел приватные беседы с новым военным лидером "Северного альянса" Мухаммедом Фахимханом. И, похоже, мнение именно этого генерала будет положено в основу решения Владимира Путина о военном участии России в международной антитеррористической операции. Теоретические наработки начальника Генштаба, предусматривающие активное силовое присутствие РФ на южных рубежах СНГ, сегодня могут быть реализованы во всей полноте.

Сверхзадача, которую попытается решить Кремль, заключается в том, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать союзнические намерения Соединенным Штатам, объявившим войну мировому терроризму, с другой - не уступить американцам роли "разводящей" державы в Афганистане и его окрестностях. И без реального военного участия в намечаемой операции возмездия эту сверхзадачу России не решить. Весь вопрос в том, какой должна быть дозировка такого участия.

Речь идет о том, чтобы помимо денег (весьма, впрочем, до сего дня скромных), поставок оружия и бевой техники (также немногочисленных в силу проблем с транспортировкой), разведывательной информации военного характера (прежде всего при содействии ГРУ) начать оказывать помощь антиталибской оппозиции живой силой и огнем. Под живой силой подразумевается "ограниченный контингент", укомплектованный исключительно профессионалами из спецподразделений. Это небольшие мобильные группы, предназначенные для диверсий в тылу врага и уничтожения талибских полководцев. Вероятнее всего, именно прикомандированные россияне возьмут "шефство" над Особым исламским корпусом, создаваемым в последние месяцы лично Осамом бен Ладеном. Дело чести для российских спецназовцев повязать террориста номер один (хотя пример Хаттаба и Басаева особых надежд на успех не внушает). Что касается огневой поддержки, то здесь может быть задействована армейская и фронтовая авиация, поднаторевшая в Чечне как в "точечных" ударах, так и в "ковровом" бомбометании.

Несмотря на все призывы не наступать вторично на афганские грабли, нельзя исключить и переброску в Афганистан одного-двух парашютно-десантных полков. Такое может случиться лишь в том случае, когда в Кремле сочтут принципиально важным застолбить свое место в антитеррористической операции (наподобие знаменитого квашнинского броска на Приштину). Но следует отметить, что сторонников такого сценария в Минобороны и Генштабе немного - у большинства из нынешних генералов на памяти еще печальный опыт "Афгана".

Возможно, в силу этого обстоятельства участие РФ в боевых действиях на территории Афганистана российские военные, по уверению источника Граней.Ру в Минобороны, предпочли бы оформить как солидарную акцию под флагом Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР) или антитеррористической коалиции стран Центрально-Азиатского региона. Безусловно, сохраняя при этом лидирующую роль.

Долевое военное участие в разорении гнезда международного терроризма на территории Афганистана и обсуждал Анатолий Квашнин с южными соседями России. Главный интерес - взлетные полосы, инфраструктура авиабаз, системы ПВО и средства электронной разведки. На большее рассчитывать не приходится.

Официально Москва всячески отнекивается от какого бы то ни было прямого военного участия в грядущей битве с талибами. По сведениям агентства "Интерфакс-АВН", максимум, что может позволить себе Россия, это усиление "в случае экстренной необходимости" 201-й мотострелковой дивизии частями 98-й воздушно-десантной дивизии и подразделениями 31-й отдельной воздушно-десантной бригады. Эти части входят, согласно квашнинскому плану, в группировку Центрально-Азиатского направления. Однако крайне сомнительно, чтобы Россию устроило пассивное присутствие где-то на галерке театра военных действий (ТВД). Скорее всего, Кремль не спешит обнародовать свои стратегические планы на этом ТВД. Что в общем-то объяснимо. В конце концов, у нашей страны есть богатый опыт "нелегального" участия в боевых действиях на чужих территориях (Испания, Северная Корея и пр.). Почему бы не пустить его в ход и в новейшие времена.

Фонд эффективной непубличности - Грани.Ру, 19.09.2001
СНГ: проблемы безопасности (досье Граней.Ру)
Россия-США (досье Граней.Ру)
Терроризм: взрывы (досье Граней.Ру)

Владимир Темный, 24.09.2001