статья Не знающий прикупа уехал в Сочи

Иван Горяев, 24.09.2001
Сергей Иванов и Владимир Путин. Фото Reuters

Сергей Иванов и Владимир Путин. Фото Reuters

Отрывочные сведения, всю прошлую неделю просачивавшиеся из сталинской высотки на Смоленской-Сенной, сложились наконец во внятную картину кризиса российской дипломатии. После 11 сентября Кремль столкнулся с беспрецедентно жестким давлением вашингтонской администрации. Уже 12 сентября помощник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс и глава Пентагона Дональд Рамсфелд уведомили Владимира Путина о параметрах планируемой международной антитеррористической операции и предложили "по дружбе" уговорить глав государств СНГ - участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) санкционировать использование США и НАТО военных объектов на территории сопредельных с Афганистаном стран Содружества - Таджикистана и Узбекистана.

Не то чтобы Душанбе и Ташкент надо было об этом специально просить. Но ДКБ на подобные случаи предполагает общую санкцию стран-участников. Кроме того, военная операция против афганского режима талибов не санкционирована Советом Безопасности ООН: американцам изначально не хотелось связывать себе руки, объясняясь на этот предмет, скажем, с Пекином. К тому же санкция Совбеза в данном случае не обязательна - американцы могут пользоваться своим правом на самооборону в соответствии с 51-й статьей Устава ООН. Однако какая-то международная легитимация все-таки желательна. А потому в аппарате Кондолизы Райс сочли, что неплохо было бы получить одобрение операции на уровне региональных оборонительных союзов. Кремлю в Вашингтоне решили препоручить роль "разгребателя грязи" в Центральной Азии. Излишне говорить, что Путина это насторожило.

Но еще менее ему понравилась просьба США воспользоваться именно военной инфраструктурой российской военной базы в Таджикистане, в частности, аэродромами в Душанбе и Кулябе. Между тем Путин, по сведениям Граней.Ру, столкнулся с форменным расколом в военно-чекистской верхушке. Люди в погонах так и не смогли сформулировать единые рекомендации своему президенту. Американцы, однако, ждали от Кремля оперативного ответа. В отсутствие главы российского дипведомства Владимир Владимирович оказался единственным подходящим по этикету визави для американского посла Александра Вершбоу. Настойчивость вашингтонского дипломата быстро вошла в аппаратные анналы Кремля: говорят, он ухитрялся "доставать" Путина даже во время визита в Армению. И, как утверждают злые языки, именно здесь и спрятана загадка неожиданного отъезда российского президента в Сочи 17 сентября. Владимир Владимирович, похоже, желал укрыться от назойливости надоедливого американца.

Несколько дней Путин ждал, пока генералы договорятся. По сведениям Граней.Ру, глава оборонного ведомства Сергей Иванов и глава внешней разведки Сергей Лебедев настроены пойти навстречу США. В обмен на отказ от любых претензий, касающихся контртеррористической операции в Чечне, они рекомендуют дать "отмашку" лидерам СНГ принимать решения самостоятельно. По их оценке, в военно-политическом смысле Россия все равно наверстает свое, когда по завершении операции силы "Северного альянса" перейдут в наступление на ослабленных талибов.

Зато Анатолий Квашнин и его первый заместитель Юрий Балуевский, базируясь на рекомендациях ГРУ Генштаба, будто бы опасаются, что дело пойдет иначе. Операция затянется, военное присутствие США и НАТО в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане укоренится. Квашнин, вопреки позиции Сергея Иванова, настоял на немедленной и форсированной военно-технической поддержке "Северного альянса". Он требовал оказать жесткое негласное давление на Бишкек, Ташкент и Душанбе, чтобы не допустить их выпадения, в той или иной мере, из сферы военно-политического влияния России. Несколько дней в Сочи Путин ждал, пока его генералы и военные эксперты договорятся друг с другом. 21-го не выдержал и вызвал назавтра всех силовиков, разведчиков и дипломатов к себе в "Бочаров Ручей". Доклады Балуевского и главы ГРУ Валентина Корабельникова, с одной стороны, и главы внешней разведки Лебедева, с другой, прозвучали вразнобой. Тем не менее формально на субботнем, 22 сентября, семичасовом совещании верх взяла точка зрения министра обороны Сергея Иванова.

На третьем часу совещания Путину позвонил Джордж Буш и фактически поставил его перед фактом начала военного взаимодействия США с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. По сведениям источников Граней.Ру в Генштабе, всего американцы планируют размещение на центральноазиатских базах контингента численностью около 3,5 тысяч человек. К услугам США - военная инфраструктура и аэродром в Чирчике (Узбекистан), где планируется организовать временную базу ВВС США. Кроме того, утверждают в Генштабе, американцы достигли подобных договоренностей с президентом Киргизии Аскаром Акаевым (использование двух военных объектов) и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Последний уже публично заявил, что его страна готова активно содействовать США в антитеррористической операции. Говорят, Путин предложил американскому коллеге "не разбрасываться" и вместе сосредоточиться на поддержке "Северного альянса". Буш отказался, дав понять, что его стране невыгодно создание на значительной части афганской территории правительства "Северного альянса", контролируемого Москвой.

Утром воскресенье, 23 сентября, на доклад к Путину явились только что прибывшие из командировки в Узбекистан и Таджикистана Квашнин и сопровождавший его замдиректора ФСБ Виктор Комогоров. Они почти дословно подтвердили сведения, почерпнутые президентом из беседы с Бушем. Более того, по сведениям Граней.Ру, они сообщили шокировавшие Владимира Владимировича подробности. Российские представителя столкнулись с неслыханной нелояльностью таджикского президента Эмомали Рахмонова, за спиной российской стороны изъявившего готовность предоставить американским ВВС кулябский "аэродром подскока". Военного министра республики Шерали Хайруллаева и военного советника президента Рахмонова Гафура Гафурова просто не пустили на переговоры эмиссаров ФСБ и Генштаба с лидерами "Северного альянса".

Единственной радостью для "новой команды" в Кремле и силовых ведомствах обещает стать крайне неудачная миссия в Центральной Азии секретаря Совбеза РФ Владимира Рушайло. Все президенты республик СНГ, с коими он встречался, клялись ему, что "воевать не будут". Говорят, его и отправили-то туда не случайно, а чтобы было кого сделать "крайним" на тот случай, если Бишкек, Ташкент и Душанбе все же договорятся с Вашингтоном о долговременном военном сотрудничестве через голову Москвы. Над ответом Бушу Путин, уподобившись страусу, думал гораздо дольше, чем в свое время Сталин, Бухарин и Зиновьев над тем, как реагировать на ультиматум Керзона. Слишком долго. Похоже, ответ Кремля состоит в том, что никакого ответа нет. Зато налицо межклановый раскол в армейской верхушке и фактически уже начавшееся явочным порядком "вклинение" США и НАТО в военные инфраструктуры СНГ.

Иван Горяев, 24.09.2001