США снабжали Ирак запрещенным оружием
Администрации Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего сыграли ключевую роль в укреплении режима Саддама Хусейна и в снабжении его оружием, в том числе запрещенным. Статью об этом, основанную на изучении рассекреченных документов и интервью с бывшими государственными чиновниками, публикует в сегодняшнем номере Washington Post.
Начало потеплению америкено-иракских отношений положил в декабре 1983 года визит в Багдад Дональда Рамсфелда, который встретился с Саддамом Хусейном в качестве специального посланника президента Рейгана. США рассматривали Ирак как главный оплот противостояния экспансии шиитского Ирана. Вашингтон опасался "эффекта домино" на Ближнем Востоке, и ни Кувейт, ни Саудовская Аравия, ни Иордания не могли считаться достаточно надежным союзником.
Документы свидетельствуют, что предоставленные США разведданные сыграли критически важную роль в отражении иранских ударов по Ираку. Президенты Рейган и Буш-старший санкционировали тайные поставки Саддаму кассетных бомб, для которых директор ЦРУ Уильям Колби использовал в качестве прикрытия чилийскую компанию. Правительство США охотно закрывало глаза на продажи Ираку товаров и технологий двойного назначения, в том числе химикатов, пригодных для производства химического оружия, компонентов ракет и компьютеров. Министерство торговли США беспрепятственно выдавало лицензии на экспорт в Ирак смертоносных вирусов, таких как сибирская язва и бубонная чума, а также инсектицидов. Все это было использовано Саддамом на поле боя, поскольку Багдад не видел иного средства войны с полчищами иранских солдат-смертников.
Хотя в конце 80-х годов экспортный контроль был ужесточен, поставки высокотоксичных веществ продолжались вплоть до вторжения Ирака в Кувейт.
Комментарий
Бывшие американские дипломаты и видные эксперты оценивают роль США в укреплении режима Саддама по-разному. Бывший аналитик ЦРУ Кеннет Поллак считает тогдашнюю позицию "ужасной ошибкой". Он говорит, что ЦРУ постоянно оспаривало мнение госдепартамента, утверждая, что Саддам Хусейн – не та фигура, на которую следует делать ставку. Дэвид Ньютон, бывший посол США в Багдаде, напротив, полагает, что американская политика по отношению к Ираку была "в основе своей оправданной". В Вашингтоне, подчеркивает он, рассчитывали на либерализацию режима в долгосрочной перспективе. Джо Уилсон, второе лицо в американском посольстве в Багдаде в 1990 году, ссылается, в свою очередь, на советы умеренных арабских режимов, в один голос убеждавших США развивать с Ираком экономические и торговые отношения – эти оценки, говорит Уилсон, оказались ошибочными.
Вполне очевидно, что Вашингтону в 80-е годы пришлось выбирать из двух зол меньшее. Саддам был прежде всего вполне европеизированным светским лидером, а также явным антикоммунистом. Его взгляды в то время еще отнюдь не устоялись; своей политикой американцы рассчитывали подтолкнуть его в нужном направлении. Вторжение в Кувейт положило конец этим надеждам. Для Саддама агрессия 1990 года была Рубиконом, на который он решился, вовсе не собираясь сжигать мосты. Ему казалось, что США, не желая потерять свои ставки, простят ему аншлюс Кувейта. Этот расчет не подтвердился. Поэтому в данном случае не только Рейган с Бушем, но прежде всего Саддам допустил "ужасную ошибку".