статья Проблема Пола

Владимир Абаринов, 18.04.2007
Пол Вулфовиц. Фото АР

Пол Вулфовиц. Фото АР

Президент Всемирного банка Пол Вулфовиц оказался в центре банальнейшего вашингтонского скандала. Даже не верится, что такой искушенный бюрократ так нелепо подставился.

"Как могло случиться, что такая старая, опытная, осторожная, богобоязненная крыса - не убереглась, съела яд? - недоумевает, глядя на труп крысы, Георгий Иванов в "Распаде атома". - Как мог министр, подписавший версальский договор, на старости лет провороваться из-за девчонки? Представительная наружность, каменный крахмальный воротничок, командорский крест, "Германия должна платить"... И вдруг девчонка, чулки, коленки, теплое нежное дыхание, теплое розовое влагалище - и ни версальского договора, ни командорского креста - опозоренный старик умирает на тюремной койке".

В данном случае, правда, виновница позора не девчонка, а почтенная дама 52 лет. В официальных документах она называется "сотрудницей, тесно связанной с президентом". Президент разведен, его подруга тоже, приличия не нарушены, никто не проворовался, и тюремная койка Вулфовицу отнюдь не грозит. Скорее всего он даже усидит в своем кресле. Но перспектива его переизбрания на второй срок теперь проблематична.

Пружина скандала развернулась стремительно и внезапно. В конце марта появились первые публикации - для начала в британских таблоидах - о том, что Вулфовиц облагодетельствовал свою пассию, вознаградив ее жалованьем не по чину - разумеется, за счет банка. Дело было два года назад, когда Вулфовиц уже был утвержден на посту президента банка, но еще вел переговоры об условиях контракта. Он поставил в известность совет директоров ВБ о возникшем конфликте интересов: в банке работает его близкая подруга Шаха Али Реза, их отношения не составляют секрета, а потому ситуацию следует как-то разрулить. Совет директоров направил Вулфовица за рекомендацией в комитет ВБ по этике.

Самым простым способом был бы уход дамы из банка, что ей и было предложено вместе с выходным пособием в размере шестимесячной зарплаты и прочими благами. Но Шаха Реза - личность амбициозная. Ливийка по рождению, она закончила Лондонскую школу экономики и Оксфордский университет, говорит на пяти языках и играет заметную роль во взаимоотношениях Всемирного банка со странами Ближнего Востока и Северной Африки. С какой стати она должна обрывать свою карьеру, выстроенную упорным трудом? Не должна. Это несправедливо. Но ради близкого человека сплошь и рядом приходится приносить большие и малые жертвы. Не на улицу же ее выгоняли в последнем рубище. Достойно трудоустроиться в Вашингтоне человеку с такой квалификацией и связями труда не составляло.

Но Реза уперлась. Она повела себя примерно так же, как Элен Безухова, которой муж заявил, что им лучше расстаться. "Расстаться, извольте, - отвечает она, - только ежели вы дадите мне состояние".

Тогда Вулфовиц предложил оставить ее в банке с условием, что он самоустранится от решения вопросов, связанных с ее карьерным ростом и жалованьем. Но это предложение комитету по этике не понравилось. Там сказали, что Резу следует перевести на внешнюю службу, туда, где она не будет подчиняться Вулфовицу; при этом в качестве компенсации за прерывание стажа надо досрочно повысить ее в должности. Вероятно, члены комитета считали, что президенту сподручнее решить щекотливый вопрос со своей подругой приватно. Вулфовица не только не освободили от решения, но и оставили вопрос на его полное усмотрение.

Он и решил: Шаха Реза была откомандирована в Государственный департамент, под начало дочери вице-президента Элизабет Чейни, с зарплатой больше, чем у Кондолизы Райс, которая к тому же платит налоги, а Риза, как сотрудник международной организации, - нет. (Прибавка составила почти 60 тысяч - со 132 660 to 193 590 долларов в год с ежегодным повышением на 8 процентов.) Сейчас Риза, по-прежнему считающая себя незаслуженно обиженной и пострадавшей, работает в аффилированной с Госдепом организации "Фонд ради будущего", оказывающей поддержку неправительственным организациям. Это явная синекура: представитель Госдепартамента Том Кейси на настойчивые вопросы журналистов ответил, что она занимает пост советника, но в чем конкретно состоят ее обязанности, он не знает. Мало того: солдат спит - служба идет. Когда в 2010 году истечет пятилетний срок полномочий Вулфовица и Риза сможет вернуться в банк, ее должны будут принять на должность значительно выше той, с которой она ушла. А если ее бойфренд останется на второй срок, Ризу назначат сразу вице-президентом. Сказка, а не условия!

В первоначальных комментариях пресс-служба Вулфовица заявила, что президент ВБ не принимал участия в решении вопроса о компенсациях, затем - что вопрос решался совместно с управлением кадров. Когда по требованию журналистов банк был вынужден опубликовать служебную переписку на эту тему, оказалось, что оба утверждения не соответствуют действительности.

Пол Вулфовиц обратился к репортерам с покаянной речью. "Оглядываясь назад, - сказал он на пресс-конференции по случаю открытия весенней сессии МВФ/ВБ, - я жалею о том, что не прислушался к внутренней интуиции и не воздержался от участия в переговорах. Я совершил ошибку и сожалею об этом".

Многие полагают, что эта история стала лишь удобным поводом избавиться от Вулфовица, но никак не истинной причиной. Чем и кому не угодил Вулфовиц?

Чаще всего указывают на масштабную программу борьбы с бедностью, которую развернул Вулфовиц. На эти цели ему необходимо собрать 30 миллиардов долларов, однако страны-доноры не спешат исполнить свои обязательства, а Вулфовиц настаивает - отсюда, мол, и неудовольствие. Другая линия критики - обвинения в том, что Вулфовиц слишком тесно связан с нынешней администрацией США, что он действует по ее указке и окружил себя советниками, которых привел с собой из правительства. Говорят также, что в некоторых странах недовольны мерами по противодействию коррупции, инциатором которых был Пол Вулфовиц. Есть и мнение, что правило, согласно которому банк может возглавлять только гражданин США, пора пересмотреть и сегодня наступил для этого удобный случай.

Возможные моральные издержки этой истории оценивает сейчас специальная комиссия, учрежденная решением совета директоров ВБ. Сам Пол Вулфовиц заметно ободрился после того, как его поддержал Белый дом. Если прежде он говорил, что согласится с любым решением совета, то теперь заявляет, что не уйдет. Однако коса может найти на камень: осведомленные люди утверждают, что мнения в совете директоров разделились: европейцы жаждут отставки Вулфовица. Репутация его подмочена в любом случае.

Владимир Абаринов, 18.04.2007


новость Новости по теме