статья Сможет ли Буш повторить шоу Трумэна?

Владимир Абаринов, 25.05.2004
Гарри Трумэн. Фото с сайта home.earthlink.net/~atomic_rom/

Гарри Трумэн. Фото с сайта home.earthlink.net/~atomic_rom/

Один из ключевых эпизодов книги Боба Вудворда "План атаки", посвященной подготовке войны с Ираком, – визит на техасское ранчо Бушей в первых числах января 2003 года советника президента США Карла Роува. Его главная задача – обеспечить переизбрание Джорджа Буша на второй срок. Роув сказал президенту, что соперничество будет таким же плотным, как в 2000 году, что страна расколота пополам так же, как тогда, и что неплохо было бы начать кампанию уже в феврале. "Приближается война, - сказал президент. – Так что тебе придется подождать". "Помните проблему вашего отца, - ответил Роув. – Многие считают, что он начал свою вторую кампанию слишком поздно". Буш-старший выгнал Саддама из Кувейта, но проиграл выборы.

Развести одно с другим так и не удалось: иракская тема доминирует в президентской кампании. Джона Керри не видно и не слышно – за тюремным скандалом пресса о нем забыла, – но рейтинг президента неуклонно снижается. Год назад две трети избирателей одобряли его действия в целом; сегодня таких лишь 41 процент. Иракскую политику не одобряет 61 процент, и всего 34 процента удовлетворены действиями администрации в Ираке.

Что именно президент делает неправильно? Что надо делать? Этого никто не знает. Свернуть с полпути, уйти из Ирака? Ужесточить оккупационный режим, отодвинуть дату передачи суверенитета в неопределенное будущее? Позвать на помощь ООН? Куда ни кинь - везде клин, особенно с ООН, которой для начала надо отмыться от обвинений в дележе с Саддамом доходов от программы "Нефть за продовольствие". Президента критикуют за то, что у него нет ясного плана действий в Ираке. План-то есть, но американцы его не понимают: почему суверенитет предшествует конституции и выборам, хотя полагается наоборот?

В понедельник президент свой план объяснил. Он выбрал для своей речи один из "фронтовых штатов" - Пенсильванию, где он проиграл Гору в 2000 году. В расколотой стране именно "фронтовые" штаты, не имеющие твердых предпочтений в пользу той или другой партии, становятся полем битвы претендентов.

Прежде всего Буш предостерег от поспешного ухода из Ирака. "Возврат Ирака к тирании, - сказал он, - стал бы беспрецедентной победой террористов и поводом для ликования убийц. Это ободрило бы террористов, повлекло бы за собой новые взрывы, новые убийства невинных людей по всему миру. Свободный, самоуправляемый Ирак лишит террористов оперативной базы, дискредитирует их идеологию и даст шанс реформаторам в регионе".

Далее Буш изложил пять пунктов своего плана. Во-первых, переход властных полномочий к временному национальному правительству – это произойдет 30 июня. Во-вторых, обеспечение стабильности и безопасности Ирака. В-третьих, восстановление жизненно важной инфраструктуры. В-четвертых, мобилизация международной поддержки. И наконец, пятое – проведение свободных всеобщих выборов.

По существу президент признал, что последовательность несколько странная, но ведь этого хотят сами иракцы, и Америка им не указ. Она будет помогать, но не диктовать. "Я послал американские войска в Ирак ради нашей безопасности, а не для того, чтобы они остались там как оккупационная армия, - сказал Буш. - Я послал американские войска в Ирак, чтобы освободить его народ, а не для того, чтобы сделать иракцев американцами. Иракцы сами будут писать свою историю и сами найдут свой путь. И на этом пути они могут быть уверены: свободный Ирак всегда будет иметь друга в лице Соединенных Штатов Америки".

На самом деле это единственная на сегодняшний день серьезная программа возрождения Ирака, подкрепленная 20 миллиардами долларов, уже утвержденных Конгрессом. Все прочее – демагогия безответственных людей. Буш не назвал никаких предельных сроков американского военного присутствия в Ираке. Сказал только, что нынешняя численность группировки – 138 тысяч человек – скорее всего не изменится. На прошлой неделе заместитель министра обороны Пол Вулфовиц говорил в Сенате, что Пентагон рассчитывает на год-полтора.

В послевоенной истории США нашелся только один президент с еще более низким, чем у Буша, рейтингом на этом этапе кампании: Гарри Трумэна в 1948 году поддерживали всего 38 процентов американцев. Тем не менее Трумэн, которого списала со счетов собственная партия, выиграл и наутро после голосования, сияя белозубой улыбкой, фотографировался с газетой, сообщившей о его поражении.

Владимир Абаринов, 25.05.2004


новость Новости по теме