статья Бойтесь китайцев, дары приносящих

Владимир Абаринов, 01.08.2002
Стычка в Конгрессе. Политическая карикатура XIX века

Стычка в Конгрессе. Политическая карикатура XIX века

Джеймс Трафикант был одним из самых экстравагантных членов Конгресса, сродни приснопамятному депутату Вячеславу Марычеву. Он впервые попал под суд по обвинению в коррупции еще в 1983 году, будучи шерифом графства Махонинг в штате Огайо. Однако был оправдан, сделал себе имя на обличениях федеральных властей и выиграл выборы в Конгресс, после чего избирался в нижнюю палату еще восемь раз.

Трафикант известен своими вызывающе неофициальными джинсовыми костюмами, прической, похожей на неопрятный парик, и бурными речами, в которых он без устали обвинял высших должностных лиц США в связях с организованной преступностью. Себя он называет жертвой мести высокопоставленных чиновников, прежде всего из Министерства юстиции. Два года назад жовиальный конгрессмен выступил в ток-шоу телеканала Fox News со скабрезными разоблачениями частной жизни тогдашнего министра юстиции Джанет Рино, обвинив ее в однополой сексуальной ориентации и государственной измене. Закон, разумеется, не возбраняет лесбийские наклонности сколь угодно высокопоставленному чиновнику. Однако Трафикант утверждал, что одна из девочек по вызову, услугами которых будто бы пользовалась г-жа Рино, тесно связана с преступным миром, о чем в этом мире якобы имеется соответствующая видеозапись. По сведениям Трафиканта, Рино также страдает алкоголизмом. Эпатированные ведущие ток-шоу, убедившись, что конгрессмен сказал именно то, что хотел сказать, спросили: "Вы хотите, чтобы Рино вчинила вам иск?" "Вот именно, - грозно подтвердил Трафикант. - Министр Рино, подайте на меня в суд!" И пообещал предъявить суду свидетелей, которые подтвердят его слова. Однако Джанет Рино вчинять иск не стала, ограничившись замечанием: "Посмотрите на источник обвинения". И то правда: конгрессмен Трафикант сам пребывал в то время под следствием по подозрению в мафиозных связях.

В апреле этого года суд признал его виновным во взяточничестве, уклонении от налогов, мошенничестве и вымогательстве. Как установило судебное следствие, Трафикант заставлял сотрудников своего аппарата возвращать ему часть зарплаты и брал взятки с бизнесменов, жаждавших его помощи.

Не дожидаясь вынесения приговора, дело Трафиканта принял к рассмотрению комитет Палаты представителей по этике. Конгрессмен заявил коллегам, что не признает себя виновным и намерен после вынесения приговора подать апелляцию. Он призвал законодателей не совершать ошибки и подождать окончания судебных процедур. "Если я добьюсь пересмотра приговора, вы будете выглядеть сборищем дураков, - заявил Трафикант. - Я не нарушал никаких законов. Если вы выгоните меня, я войду в историю. Но моя совесть чиста. Я горжусь тем, что я американец. Я ненавижу правительство, но люблю Америку".

Однако члены комитета по этике не прислушались к призывам Трафиканта. Они единогласно рекомендовали нижней палате исключить конгрессмена от Огайо, что и произошло на прошлой неделе. А 30 июля суд огласил приговор: восемь лет тюрьмы. Отправляясь за решетку, бывший законодатель заявил, что намерен добиваться переизбрания в качестве независимого кандидата.

Джеймс Траффикант. Фото AP Трафикант прав в одном: он действительно войдет в историю. За свое более чем 200-летнее существование Палата представителей исключила из своих рядов лишь четырех членов, после Гражданской войны 1861-1965 гг. - всего одного. В 1980 году агенты ФБР, выдавая себя за арабских шейхов, предложили взятки ряду законодателей в обмен на содействие в заключении сделок с недвижимостью, а также в получении вида на жительство в США и лицензии на игорный дома. Семь человек, в том числе один сенатор, приняли подношения. Трое из них после разоблачения добровольно ушли в отставку, трое проиграли выборы, а демократ Майкл Майерс был исключен. После этого все семеро оказались в тюрьме.

По регламенту решение об исключении должно быть принято квалифицированным большинством в две трети голосов. Конгресс, как правило, неохотно наказывает своих членов, полагая, что это дело избирателей, а не политиков. Обычно рассмотрение дела затягивается до следующих выборов в Конгресс.

Но с сенатором-демократом от Нью-Джерси Робертом Торричелли коллеги тянуть не стали. Обвинения против сенатора выдвинул предприниматель китайского происхождения Дэвид Чан, отбывающий тюремное заключение за незаконные взносы в избирательный фонд Торричелли. Чан утверждает, что он подарил сенатору ряд ценных предметов и просто денег в обмен на содействие в бизнесе. В списке Чана значатся 12 итальянских костюмов, кашемировое пальто, телевизор с 42-дюймовым экраном, стереосистема, часы Rolex за 9200 долларов, персидский ковер, а также 14 конвертов, в каждом из которых было по 800-900 долларов наличными.

Следствие по делу Чана продолжалось три года. Никаких уголовных обвинений сенатору Торричелли не предъявлено, однако прокурор Мэри Джо Уайт передала собранные материалы в комитет верхней палаты по этике, ожидая от сенаторов соответствующей реакции.

Заседания комитета проходили за закрытыми дверями. Тем не менее газете New York Times удалось выяснить, что в распоряжении законодателей имеются квитанции по меньшей мере на две покупки, телевизор Toshiba стоимостью 1877 долларов 90 центов и антикварные напольные часы за 3816 долларов. Из квитанций, которые газета опубликовала факсимильно, явствует, что оба предмета были доставлены по адресу в городе Инглвуд, штат Нью-Джерси, где жил Торричелли. И телевизор, и часы были обнаружены в доме сенатора во время обыска, проведенного в прошлом году. При этом серийный номер телевизора оказался затерт. Владелец антикварного магазина показал агентам ФБР, что после того как он сторговался с Торричелли, тот вернулся с человеком азиатской внешности, описание которого совпадает с наружностью Дэвида Чана, и купил часы. Нашлась квитанция и на восточный ковер ручной работы за 1590 долларов, но в ней получателем значится жена сенатора Сьюзен, с которой он уже развелся.

Торричелли энергично отрицал все обвинения. Под давлением улик он вынужден был признаться в получении телевизора и ковра, однако утверждал, что вернул Чану их стоимость; никаких расписок или иных доказательств своих слов предъявить не смог. Чан категорически отрицает факт возмещения стоимости товара. На заседаниях комитета по этике выяснилось, что помимо телевизора и ковра Торричелли получил от щедрого бизнесмена CD-плейер, пару серег, а также украшавшие его служебный кабинет бронзовые статуэтки, изображающие орла и укрощение мустанга.

В своем последнем слове провинившийся сенатор признал свои "ошибки" и обещал вернуть Чану с процентами деньги за подарки, отрицать получение коих не смог. Торричелли намерен в ноябре избираться на второй срок.

Владимир Абаринов, 01.08.2002