Буш учит Уолл-стрит жить и работать по совести
9 июля Джордж Буш нанес визит на Уолл-стрит, где публично высказался насчет обнаружившихся в последнее время злоупотреблений в ряде крупных американских компаний. Самый сильный, ударный момент выступления Буша - тот, где он призвал Конгресс удвоить (с 5 до 10 лет) максимальный срок тюремного заключения за корпоративные преступления. Однако публика, живо представившая, как топ-менеджеры оскандалившихся компаний дружными рядами отправляются хлебать баланду, напрасно обольщается. Не далее как накануне речи Буша двое управляющих компании WorldCom, Бернард Эбберс и Скотт Салливан, будучи вызваны для дачи показаний в комитет нижней палаты Конгресса, повторили процедуру, до боли знакомую законодателям по делу Enron - воспользовались Пятой поправкой к Конституции, разрешающей не свидетельствовать против самих себя.
Для этих людей между пятью и десятью годами тюрьмы разницы нет никакой - оба срока для них одинаково неприемлемы. Они отлично знают, что упечь их за решетку чрезвычайно сложно, конфисковать имущество - тем более. Нет ничего проще чем обвинить главу компании в финансовых злоупотреблениях. Но доказать наличие преступного замысла почти невозможно. "Я ничего не знал", - говорит глава компании. "Вы должны были знать, - говорят ему. - Ваша подпись должна стоять на бумагах". Должна, но не стоит. А те бумаги, на которых стояла, давно исчезли в бумагорезке. А бумагорезками мелкий клерк заведует. А клерку-то кто важную бумагу подсунул? Сама подвернулась, бывает. И впрямь бывает. Засим строгие ревизоры умывают руки.
Федеральный контрольный орган - Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям - проверяет финансовую отчетность компаний, требует дополнительных сведений, если ей что-то неясно; когда цифры кажутся ей подозрительными, она может открыть расследование. Если вскрываются грубые бухгалтерские ошибки, комиссия имеет право оштрафовать компанию в порядке гражданской ответственности. Но у нее нет ни полномочий, ни возможностей проводить уголовное расследование - если она предполагает преступный умысел, она передает дело в Министерство юстиции, где его принимают к производству специально обученные люди. Тут-то и начинается комедия со зловредной бумагорезкой.
Джордж Буш хочет, чтобы федеральные ведомства действовали сообща, согласованно, а главное - оперативно. Он объявил, что скоро подпишет административный указ о создании специальной межведомственной группы по борьбе с корпоративным мошенничеством. Группа получит право на период следствия замораживать выплату всех видов вознаграждений сверх зарплаты руководителям компании, подозреваемой в корыстных махинациях.
Есть в плане Буша и меры, направленные на укрепление корпоративной этики. Он предлагает, к примеру, запретить топ-менеджерам брать кредиты у собственной компании. Система материальных поощрений руководства, сказал президент, должна быть прозрачной для любого рядового сотрудника компании. Премии высшим начальникам измеряются астрономическими суммами, значительно превышающими оклад жалования, поэтому заведующему бумагорезкой будет особенно интересно узнать, за что именно премирован босс.
Один из самых острых аспектов предлагаемой реформы связан с деятельностью аудиторских фирм. Сам по себе аудит - занятие невыгодное и неблагодарное. Аудиторы зарабатывают финансовым консалтингом, который приносит в среднем втрое больше доходов, чем основная деятельность. Штука в том, что консультируют они те же компании, которые потом проверяют. Логика подсказывает, что аудитор не будет резать курицу, несущую золотые яйца, особенно если он сам придумал схему, с помощью которой эта курица уклоняется от налогов. Если запретить фирмам совмещать оба вида услуг, никто не станет заниматься аудитом. Поэтому законопроект, уже принятый Палатой представителей и внесенный в Сенат, предусматривает, что фирма не может проводить аудит и консультировать одного и того же клиента. Ожидается, что закон легко пройдет утверждение в Сенате. Однако самим аудиторам он страшно не нравится, и они лоббируют многочисленные поправки, сводящие к минимуму его эффект, особенно в той его части, которая касается ответственности аудиторов. Президент сказал вчера, что подпишет закон.
Закругляя свое выступление, Джордж Буш не преминул обвинить в нынешних бедах предшествующую администрацию. "90-е годы, - сказал он, - были десятилетием изумительного экономического роста. Как мы сейчас понимаем, это было также десятилетие, когда упования на быстрые доходы посеяли семена скандала, который пожинаем мы теперь".