статья Критика заднего разума

Владимир Абаринов, 22.05.2002
www.csicop.org

www.csicop.org

В былые времена летописец предварял повествование о бедствиях, постигших царство, роковым знаком: затмение, комета, загадочный сон правителя. Предсказатели всякого рода занимали видное место при дворе. Монархи внимали толкователям снов, сомневаясь лишь в их квалификации, но ни в коей мере не в наличии тайного смысла своей грезы. Смысл почти всегда бывал мрачным. С фатумом не поспоришь. Однако знать будущее было необходимо, дабы достойно встретить судьбу.

В наши дни пресс-секретари сны президентов на брифингах не рассказывают, спешных заседаний кабинета в связи с дурными предзнаменованиями никто, насколько известно, не созывает. Место придворных звездочетов и хиромантов заняла разведка. Функция ее ровно та же самая - предсказывать будущее, да и приемы зачастую весьма схожи с методами магов и прорицателей. Так же, как они, разведка полагается главным образом на небо, где парят, раскрывая планы коварного врага, всевидящие спутники. Жрец лэнглийского оракула обставляет каждое свое явление публике так, что любая исходящая от него банальность звучит откровением. С большим трепетом и безотчетной верой народ воспринимает разве что экономические прогнозы главы Федеральной резервной системы Алана Гринспэна, в которых всегда есть и плохая, и хорошая сторона.

Да ведь это не мы, это вице-президент Дик Чейни только что сказал, что ремесло разведки сродни гаданию на кофейной гуще (по-английски - "на чайной заварке"). Видимо, Чейни считает этот способ установления истины особо надежным, поскольку в том же интервью сообщил, что по данным разведки - которые, впрочем, столь же неконкретны, как и накануне 11 сентября, - вероятность нового нападения террористов на Америку весьма высока. А на следующий день директор ФБР Роберт Мюллер и вовсе заявил, что новая атака неизбежна.

Как мягко выражаются комментаторы, этими предупреждениями администрация "прикрывает себе спину". Конечно, прикрывает - это рефлекс всякого чиновника. А с другой стороны, коль скоро в Израиле орудуют взрывники-самоубийцы, то ведь совершенно очевидно, что рано или поздно они взорвут кинотеатр или ресторан в Америке, и никакие меры безопасности, как справедливо говорят Чейни и Мюллер, воспрепятствовать им не в силах.

Сейчас в Вашингтоне только и разговоров о том, что знала и чего не знала разведка и что из того, что знала, она рассказала президенту. Знала, как выясняется, немало. Оправдания высокопоставленных должностных лиц, что до 11 сентября никому и в голову не приходило, что угонщики могут оказаться самоубийцами и что пассажирский самолет можно использовать в качестве ракеты, не выдерживают критики. Террористы-смертники появились на Востоке еще в XII веке. Знаменитая секта ассасинов исчезла, но метод остался. И в голову приходило, и информация была, причем вполне конкретная.

В 1995 году филиппинские власти поставили США в известность о том, что арестованный в Маниле иракский агент показал, что готовился захватить американский самолет и направить его в здание ЦРУ и что всего террористы планировали захватить над Тихим океаном и использовать таким образом 11 самолетов. Информация дошла по назначению. В ежегодном отчете Госдепартамента США о мировом терроризме есть упоминание об этих планах, причем организатором захвата самолетов названа "Аль-Кайда", однако сказано, что самолеты планировалось взорвать. Это лишь один из множества получивших огласку примеров.

А уж меморандум аризонского агента ФБР, умницы Кеннета Уильямса, несомненно войдет в анналы разведки - в нем почти раскрыт заговор 11 сентября, хотя нет ни имен, ни даты, ни места действия. Но вместе с тем в события явно вмешался злой рок: до высших руководителей бюро меморандум Уильямса не добрался, Роберт Мюллер был утвержден Сенатом и приступил к обязанностям директора ФБР ровно за неделю до атаки, а сотрудник, читавший документ, уволился из ведомства, поступил на должность шефа службы безопасности Всемирного торгового центра и погиб под его руинами 11 сентября.

Журналист Кеннет Тиммерман, специализирующийся на расследованиях тайн террора, детально знакомый с материалами филиппинских спецслужб, о которых шла речь выше, сказал мне по этому поводу следующее:

"Не забывайте, что разведывательный бизнес - это скрытая война, скрытый мир. Я знаю это по своему собственному опыту, потому что как журналист работаю с этими людьми уже на протяжении 20 лет. Все всегда туманно, ничто не выходит на поверхность - до тех пор, конечно, пока не совершается теракт. Когда у вас есть известный террорист, который сидит в тюремной камере и говорит следователям, ведущим допрос, что его друзья-террористы собираются захватить самолеты и врезаться на них в американские города, аэропорты и даже в штаб-квартиру ЦРУ, то кто знает, насколько этому можно верить? А может быть, он блефует?

Мне кажется, что известная доля скептицизма со стороны тех, кто вел допрос, явно оправдана. Никто в то время не мог поверить, что им на самом деле удастся, во-первых, захватить 11 американских самолетов практически одновременно - такого размаха операций никто еще не знал, - а во-вторых, на самом деле направить эти самолеты на американские города, на здания. Это было выше понимания и представлений людей, которые вели допросы, и не надо винить их за это. Даже журналисты, которые следили за филиппинским расследованием, не написали об этом. Они боялись, что их просто поднимут на смех".

Президент Буш сгоряча заявил, что знай он об угрозе заранее, то как главнокомандующий сделал бы все, чтобы защитить американский народ, обрушился бы всей мощью и т.д. и т.п. Ну куда бы он обрушился? В том-то и беда, что сделать ничего было нельзя кроме того, что было сделано после атаки. Ведь библейскому Иосифу, толкователю вещего сна фараона, сильно повезло: царю привиделись семь тучных коров, за которыми следовали семь тощих, сиречь семь урожайных и семь голодных лет. Потому он и сумел запастись зерном, что засухе предшествовало изобилие. Ну а что бы он стал делать, если бы голод разразился в Египте сразу же, не дожидаясь пока Иосиф соберет свой стратегический резерв? Ничего не смог бы при всей своей государственной смекалке и рачительности.

"Разведка правильно сообщала", - говорит, начитавшись исторических бестселлеров, дилетант. Это, мол, высшие руководители не оценили информацию и проморгали 22 июня, Перл-Харбор, 11 сентября и многое другое. Разведка много чего сообщает - в угоду главному потребителю она сплошь и рядом препарирует свои сведения, а также стремится, по аппаратной привычке всех времен и народов, подстелить соломки. Она не принимает решения.

В ближайшие дни Конгресс, вероятно, создаст независимую комиссию, которая будет разбираться в том, почему никто в администрации Буша не внял предупреждениям. Но стоит разобраться и в том, почему предупреждения эти были столь невнятными, разрозненными и робкими.

Буш, который слишком много знал - Грани.Ру, 17.05.2002

Владимир Абаринов, 22.05.2002