статья Остаться, чтобы уйти

Владимир Абаринов, 14.04.2004
Джордж Буш. Фото АР

Джордж Буш. Фото АР

Президент Буш появляется перед репортерами почти ежедневно, но большую персональную пресс-конференцию созвал всего в третий раз за все время своего пребывания у власти. Он сделал это в связи со сложной ситуацией в Ираке – опросы показывали, что главе государства пора объясниться с народом.

Заявив, что Ирак переживает тяжелый момент, Джордж Буш назвал тех, кто противостоит коалиции с оружием в руках. По его словам, это три группы: остатки приверженцев прежнего режима, исламские вооруженные формирования и террористы, проникшие в Ирак из-за рубежа. "Это не гражданская война, - сказал президент. – Это не народное восстание. На большей части территории Ирака положение относительно стабильно. Большинство иракцев отвергает насилие и противится диктатуре". Таким образом, силы коалиции действуют в интересах большинства населения.

Исходя из такой оценки, Вашингтон намерен сдержать свое обещание и соблюсти намеченный ранее крайний срок перехода власти в Ираке от временной гражданской администрации к временному национальному правительству, которое должно не позднее января будущего года провести всеобщие выборы. Вместе с тем, подчеркнул президент, войска не уйдут из Ирака до тех пор, пока не обеспечат безопасность гражданского населения. "Мы не допустим расползания хаоса и насилия", - сказал президент. Он назвал "ложной" аналогию с Вьетнамом: "Мы не имперская держава, и такие страны, как Япония и Германия, могут подтвердить это. Мы – держава-освободитель, и это могут также засвидетельствовать страны Европы и Азии".

Президент США сообщил, что отдал военному командованию в Ираке распоряжение о решительном применении силы, если это необходимо для восстановления порядка и защиты войск. "Если потребуются подкрепления, я их направлю, - сказал Джордж Буш. – Если нужны дополнительные ресурсы, мы их предоставим". На вопрос, когда примерно можно ожидать начала вывода войск, президент сказал, что войска будут находиться в Ираке "столько времени, сколько потребуется, и ни одним днем дольше".

В своих вопросах журналисты подняли другую острую тему – независимое расследование действий правительства по предотвращению террористической угрозы. В субботу Белый дом пошел на беспрецедентный шаг – он снял гриф секретности со сводки спецслужб, которую президент получил 6 августа 2001 года в ответ на свой запрос. Текст документа, состоящий из 17 фраз, подтверждает заявления должностных лиц администрации о том, что никакими конкретными сведениями о надвигающейся опасности ни ЦРУ, ни ФБР не располагали - по крайней мере не докладывали их президенту. "Там было предупреждение о том, что бен Ладен хочет напасть на Америку, - сказал Джордж Буш. – Но, откровенно говоря, я не думаю, что это что-то новое. О том, что бен Ладен жаждет атаковать Америку, писали крупнейшие газеты. Вот что действительно было интересно в этом докладе, так это то, что ФБР ведет расследования на местах. Это было хорошей новостью – значит, они исполняли свой долг".

В документе действительно сказано, что ФБР расследует около 70 дел, связанных с "Аль-Кайдой". Но дело в том, что за несколько часов до пресс-конференции Буша независимая комиссия допрашивала Томаса Пикара, который исполнял обязанности директора ФБР летом 2001 года, и тот заявил, что не понимает, откуда в сводке взялась эта цифра. Он сказал, что не участвовал в составлении документа, что 70 – "неточная" цифра, а точная остается секретной; тем не менее он дал понять, что число расследовавшихся дел было преувеличено. Видимо, президент об этих показаниях еще не знал, иначе не похвалил бы ФБР так опрометчиво. Его тотчас спросили, как он расценивает косвенное признание Пикара. Президент отреагировал резко. "Как человек, принимающий окончательные решения в этой стране, - сказал он, – я ожидаю, что информация, которая ложится на мой стол, будет реальной и достоверной. Я полагаю, комиссия займется этим и выяснит истину. Я сегодня еще ни с кем из ФБР не говорил. Но я поговорю. Мы докопаемся до сути". Наконец, президента спросили, не испытывает ли он желания по примеру бывшего сотрудника своей администрации Ричарда Кларка попросить прощения перед семьями жертв 11 сентября. Он ответил, что испытывает боль и сострадание, но виновен в случившемся Осама бен Ладен.

Владимир Абаринов, 14.04.2004


новость Новости по теме