статья Нигер - предвыборный кошмар американского президента

Владимир Абаринов, 17.07.2003
Джордж Буш. Фото АР

Джордж Буш. Фото АР

О том, что режим Саддама Хусейна пытался купить "значительное количество" урана в одной из стран Африки, впервые заявил британский премьер-министр Тони Блэр 24 сентября прошлого года, представляя палате общин иракское досье разведки. "Мы не знаем, - оговорился он, - была ли эта попытка успешной". 28 января этого года президент Буш повторил это сообщение на совместном заседании палат Конгресса в своем послании "О положении страны", сославшись на данные британского правительства. Госсекретарь Колин Пауэлл в своем выступлении в Совете Безопасности ООН 5 февраля про уран ничего не сказал, однако в досье, которое он передал испекторам ООН по разоружению Ирака, урановый сюжет был; называлась там и страна, где попытка якобы имела место, - Нигер. Ознакомившись с американским досье, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мохаммед Эль-Барадей 7 марта заявил: проведенное его экспертами расследование показало, что документы, на основании которых сделан вывод о возможной закупке, "не аутентичны". С этого момента стала раскручиваться пружина скандала.

Анонимные источники в разведсообществе США глухо заявляли, что документация получена от разведки третьей страны (то есть не американской и не британской). Кто и зачем подделал бумаги? А вот именно затем, чтобы бросить тень сомнения на всю развединформацию, касающуюся запрещенных военных программ Ирака. Вскоре началась война, и журналистам стало не до Нигера. Но когда американские военные, несмотря на все усилия, так и не нашли в Ираке запрещенного оружия, его компонентов и оборудования для его производства, вопрос о качестве разведданных встал снова. Сюжет с ураном всплыл на поверхность.

Как могло случиться, что в текст речи президента попала недостоверная информация? Уж не вводил ли он сознательно в заблуждение американскую и мировую общественность, прекрасно зная цену своим доводам? Естественно, сам глава государства оценить степень надежности сведений разведки не может – он всецело полагается на мнение директора ЦРУ. Президент заявил, что Джорджу Тенету он полностью доверяет. Взоры обратились на Тенета: знал ли он о сомнительности данных, включенных в речь президента, а если знал, пытался ли воспрепятствовать их оглашению или, может, подыграл президенту, выполнил политический заказ? Куда ни кинь – везде клин. В пятницу на прошлой неделе директор ЦРУ наконец высказался посредством специального, тщательно взвешенного заявления для прессы. Он сообщил, что сам он текст президентского послания не читал, признал, что информация о Нигере носила "фрагментарный характер", и что по настоянию ЦРУ спичрайтеры фразу отредактировали; тем не менее он, Тенет, несет ответственность за то, что его подчиненные не проявили должной настойчивости и не добились исключения фразы из текста. Выяснилось также, что в октябре прошлого года Тенет лично вмешался и убедил президента вычеркнуть из аналогичной речи упоминание о Нигере.

В выходные ситуацию прокомментировали советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс и министр обороны Дональд Рамсфельд. Их ответ критикам оказался удивительно простым: президент сослался на данные правительства Великобритании, которое действительно заявляло, что такие данные у него есть; следовательно, заявление президента было вполне корректным. Рамсфелд к сему добавил, что, возможно, и не следовало бы ссылаться на информацию чужой разведки. Оба всячески давали понять, что администрация считает вопрос закрытым.

Однако ни журналисты, ни демократы в Конгрессе, особенно кандидаты в президенты, такими объяснениями не удовлетворились. Оказалось, что ЦРУ проверяло сведения об иракско-нигерских переговорах. С этой целью в феврале прошлого года в столицу Нигера Ниамей отправился отставной американский дипломат Джозеф Уилсон, работавший временным поверенным в Ираке, затем послом в Габоне, а затем в администрации Клинтона ведавший африканскими делами в Совете национальной безопасности. Уилсон провел в Нигере восемь дней, после чего доложил в Лэнгли, что предполагаемая урановая закупка "крайне маловероятна"; при этом он, впрочем, добавил, что в 1988 году в Ниамее побывала иракская торговая делегация. В ЦРУ доклад Уилсона приняли к сведению, но исчерпывающим не сочли.

Но откуда у ЦРУ появилась информация, проверять которую послали Уилсона? Источники в разведсообществе США утверждают, что эти сведения содержались в докладе, предоставленном итальянской разведкой.

Во вторник министр иностранных дел Италии Франко Фраттини категорически опроверг эти заявления. По его словам, итальянские разведслужбы никогда никаких документов относительно иракско-нигерской урановой сделки никаким странам не передавали. При этом, однако, министр отказался ответить на вопрос, существует ли вообще иракское досье итальянской разведки. В среду факт существования досье подтвердил член парламентского комитета по делам специальных служб Фабрицио Чичитто. Он сообщил, что агенты итальянской военной разведки СИСМИ действительно занимались расследованием уранового эпизода, но никакой информацией ни с американцами, ни с британцами не делились. В тот же день газета La Repubblica факсимильно опубликовала поддельные документы, якобы переданные Вашингтону и Лондону. Советник премьера Берлускони Джанни Летта тотчас заявил, что правительство никогда в глаза не видело ни одной из опубликованных бумаг, что нигерское досье СИСМИ содержит совершенно другие документы, однако предать их огласке не представляется возможным, так как это раскроет источники разведки. Он еще раз повторил, что никакого обмена разведданными на эту тему не было. В итоге дело еще больше запуталось. Откуда же эти данные получили США и Великобритания – выкрали, что ли? И что за документы напечатала La Repubblica? Итальянские правоохранительные органы сочли, что у них есть достаточные основания начать расследование.

А в Вашингтоне в среду Джордж Тенет был приглашен на закрытое заседание сенатского комитета по делам разведки. Дача показаний продолжалась без малого пять часов. Как говорят законодатели, директор ЦРУ снова взял на себя ответственность за недосмотр. Сенаторы-республиканцы отнеслись к покаянным речам Тенета благосклонно. Однако демократы настроены непримиримо. В первых рядах критиков администрации шагают, естественно, претенденты на президентский пост. Двое из них, сенатор Джо Либерман и бывший губернатор Вермонта Говард Дин, считают, что Тенет должен уйти в отставку. Третий, сенатор Джон Эдвардс, заявил, что ответственность в данном случае должен нести не директор ЦРУ, а президент США.

Владимир Абаринов, 17.07.2003