статья "Широк русский человек, я бы сузил"

Владимир Абаринов, 23.08.2002
Джордж Буш и Доналд Рамсфелд на техасском ранчо президента. Фото AP

Джордж Буш и Доналд Рамсфелд на техасском ранчо президента. Фото AP

От совещания по военным вопросам, которое в среду созвал на своем техасском ранчо президент США Джордж Буш, репортеры ждали судьбоносных решений. Несмотря на заявления представителей администрации о том, что встреча носит рутинный характер и посвящена бюджету Пентагона на 2004 финансовый год, едва ли можно было предполагать, что иракская тема на ней не всплывет, - как написал один из журналистов, трудно не заметить слона, который находится в той же комнате. Тем более что администрация была представлена в Техасе своим "ястребиным крылом" в лице вице-президента Дика Чейни и советника по национальной безопасности Кондолизы Райс, а считающийся "голубем" госсекретарь Колин Пауэлл отсутствовал.

Однако, представ перед журналистами, президент Буш заявил, что иракская проблема совершенно не затрагивалась. "Я человек терпеливый", - сказал он и пояснил, что никакой спешки нет, он и его советники будут изучать все доступные им "технологии", но администрация проявляет полное единство в оценке Саддама как угрозы безопасности США, причем ничто в поведении багдадского диктатора не дает Бушу оснований для пересмотра этой точки зрения.

На вопрос же о разногласиях в стане союзников по антитеррористической коалиции ответил другой оратор - министр обороны Дональд Рамсфелд. Он напомнил корреспондентам, что коалиция, построенная президентом и госсекретарем, "охватывает весь мир" - в ней участвуют около 90 государств, а в штабе Центрального командования в Тампе, штат Флорида, постоянно присутствуют 38 офицеров связи из различных стран. Наконец, в операциях в Афганистане постоянно участвуют войска не менее двух десятков стран. "Коалиция носит широкий и глубокий характер и позволяет нам достигать впечатляющих результатов в решении чудовищно сложной проблемы ликвидации глобальной террористической сети", - резюмировал министр, так и не коснувшись разногласий.

Из Кроуфорда Рамсфелд направился на крупнейшую американскую военную базу Форт-Худ в Техасе, причем ни одну телекамеру с собой не взял. Разговор шел прежде всего на волнующие любого военнослужащего социальные темы - о повышении различных видов довольствия, страховках, безопасности гражданского населения военных баз и так далее. И вдруг один из участвовавших во встрече солдат спросил министра, что он думает о готовящемся к подписанию новом экономическом соглашении между Россией и Ираком.

Рамсфелд, ни на миг не задумавшись, ответил как по писаному, что для Ирака это означает укрепление его экономической и в конечном счете военной мощи. Что касается России, то для нее, по мнению министра, последствия будут прямо противоположными. "Валовой национальный продукт России, кажется, равен голландскому, - сказал Рамсфелд. - Она озабочена тем, чтобы создать благоприятные условия для инвестиций с Запада. Демонстрируя всему миру свои взаимоотношения с такими странами, как Ирак, Ливия, Сирия, Куба и Северная Корея, Россия посылает сигнал о том, что она не видит ничего дурного в сотрудничестве с террористическими государствами. Тем самым она наносит ущерб своим отношениям с Западом. Международное деловое сообщество начинает задумываться - хочет ли оно инвестировать в страну, развивающую такие отношения?".

Минутой позже министр еще раз перечислил сомнительных друзей Москвы, на сей раз по именам: Саддам Хусейн, Фидель Кастро и Ким Ир Сен, - в последнем случае на двое суток опередив российско-северокорейский саммит. По мнению Рамсфелда, действуя таким образом, Россия сама себя наказывает (или даже казнит - self-executing).

Ответ аудитории понравился, она встретила его одобрительными аплодисментами. Другой озабоченный российской позицией солдат пожелал узнать, что произойдет с американо-российскими отношениями в случае военного конфликта с Ираком. Министр опять-таки ответил без запинки. "Не думаю, что наши отношения с Россией пострадают, если это произойдет, - сказал он. - Почему я так говорю? Ну хотя бы потому, что Ирак, кажется, задолжал России кучу денег и Россия заинтересована в том, чтобы получить их назад. И это до некоторой степени, возможно, послужило основанием для их торгового соглашения - я просто не знаю деталей. Но у меня такое впечатление, что российское правительство на данной стадии весьма прагматично и заинтересовано в Соединенных Штатах куда больше, чем в Ираке. Как я подозреваю, нынешнее руководство России заинтересовано в продолжении движения в направлении Запада - Западной Европы, Северной Америки - и это желание несколько сильнее, нежели традиционные отношения с Ираком. И по этой причине я полагаю, это не приведет к неблагоприятным последствиям для наших отношений".

В четверг министр обороны России Сергей Иванов беседовал с Дональдом Рамсфелдом по телефону. Однако пресс-службы обоих военных ведомств не сообщили о том, затрагивалась ли в этом разговоре тема, поднятая главой Пентагона накануне.

Магнитный полюс на оси зла - Грани.Ру, 23.08.2002
ИНФОРМБЮРО: Война с террором
Процесс о сорока миллиардах - Грани.Ру, 20.08.2002
О дивный новый Ирак - Грани.Ру, 15.08.2002
Он ворюга, а не только кровопийца - Грани.Ру, 06.05.2002
Русские своих не бросают - Грани.Ру, 21.03.2002
Пусть сильнее грянет "Буря" - Грани.Ру, 15.02.2002
Багдадский калиф и его волшебная палочка - Грани.Ру, 18.10.2001
У иракских собственная гордость - Грани.Ру, 12.10.2001
Дежа вю - Грани.Ру, 19.02.2001

Владимир Абаринов, 23.08.2002