статья Новый мировой беспорядок

Анастасия Грызунова, 16.08.2002
Фото с сайта www.ntvru.com

Фото с сайта www.ntvru.com

Из истории Горшкова и Иванова можно было бы сделать отличный хайтек-триллер. С точки зрения фабулы, динамики развития сюжета и красочности деталей - типичный B-movie, какие теперь снимают десятками: немножко погонь, много цоканья по клавишам, употребление актерами буквосочетания "LAN" без характерных гримас. В роли агента ФБР Майкла Шулера, которому предъявлено обвинение в нарушении части 2 статьи 272 УК РФ (несанкционированный доступ к компьютерной информации), - Рутгер Хауэр, разумеется. Новый мировой беспорядок как он есть. Какая уж тут беллетристика.

За прошедшие полтора года сюжет тщательно обсосали средства массовой информации, так что он, надо полагать, читателю известен. Два челябинских умника на протяжении двух лет развлекались взломами западных корпоративных сетей, шантажировали владельцев этих сетей, добивались от них согласия воспользоваться их, умников, услугами для ликвидации использованных для взлома дыр; вроде бы создали зеркало платежной системы PayPal, на котором собирали данные о посетителях, полагавших, что пришли на настоящий сайт (представители PayPal уверяют, впрочем, что собранной информацией все равно невозможно воспользоваться); собрали внушительную коллекцию номеров кредитных карт. Нормальное, хорошо обученное хулиганье. По сравнению с Кевином Митником - финансово мотивированные недоделки.

ФБР вычислило их в прошлом году; для поимки челябинских вундеркиндов потребовалась почти запредельная многоходовка. ФБР создало фиктивную компанию Invita; от ее имени пригласило наших героев продемонстрировать умения и навыки, взломав корпоративную сеть компании. Герои успешно справились, после чего были приглашены в США на собеседование, в ходе которого должны были повторить свой подвиг; после выполнения этого задания их взяли с поличным.

Однако это еще не все: на машинах, которыми пользовались хакеры, был установлен сниффер, с клавиатуры считавший логины и пароли хакеров на их челябинских машинах (с которых, собственно, и осуществлялась вся противоречащая нормам поведения в Сети деятельность). Агенты ФБР воспользовались добытыми таким образом логинами/паролями для того, чтобы скопировать с челябинских компьютеров данные, свидетельствующие о противозаконной деятельности хакеров. Скачав эти данные на жесткий диск, находящийся уже на территории США, агенты получили ордер на обыск, после чего изучили сохраненные доказательства и смогли предъявить внятное обвинение. Обвинение, предъявленное Горшкову, состояло из двадцати пунктов; обвиняемому грозили в общей сложности сто лет тюремного заключени - по пять лет за каждую провинность (по всем двадцати пунктам обвинения он был признан виновным).

Хакеры Василий Горшков и Алексей Иванов. Фото с сайта www.ntvru.com

Адвокат Горшкова Кеннет Канев строил свою защиту на невозможности использования в суде неправомерно добытых доказательств: у агентов ФБР, которые вели расследование, естественно, отсутствовал ордер на обыск, как и ордер на прослушивание (большой вопрос, какой из двух лучше описывает установку сниффера). Агенты ФБР утверждали, что запрашивали через посольство санкции, однако ответа не получили. В мае 2002 года суд постановил, что ФБР было в своем праве: хакеры осуществляли показательный взлом в офисе "Инвиты" с чужих компьютеров, а следовательно, ни о какой тайне их частной жизни (логинов и паролей в данном случае) не может быть и речи. Не то чтобы это решение обрадовало американских правозащитников: оно вызывает целый ряд вопросов - о защите данных пользователей публичных сетей, о возможности несанкционированного доступа в компьютерные системы других стран, в целом о юрисдикции, наконец, и о разделении сфер влияния.

И вот теперь Федеральная служба безопасности России официально обвиняет агента ФБР США Майкла Шулера в нарушении требований статьи 272, части 2 Уголовного кодекса РФ - в несанкционированном, натурально, доступе к компьютерной информации. По инициативе следователя УФСБ РФ по Челябинской области Игоря Ткача возбуждено уголовное дело. Минюст США оповещен; реакции пока не последовало. Центр общественных связей ФСБ машет руками своих сотрудников и кричит, что "если российских хакеров осудят на основании доказательств, добытых американцами хакерским путем, это будет означать, что спецслужбы США могут и в дальнейшем использовать незаконные методы для сбора информации, как в России, так и в других странах" (цитата из Интерфакса). Не пустим злобных, злоупотребляющих своими полномочиями фэбээровцев в наши прекрасные компьютерные сети.

Полагаю, читатель иллюзий не питает: Федеральную службу безопасности ни в малейшей степени не волнует тайна частной жизни российских граждан (не говоря о гражданах других стран). Честно сказать, я подозреваю, что сотрудников ФСБ мучает главным образом зависть - с точки зрения технических навыков им далековато до американских коллег. Речь не идет о защите гражданского населения от посягательств на их компьютерные системы со стороны мрачного и страшного Федерального бюро расследований, которое не остановится ни перед чем, чтобы - и так далее. Речь идет о соперничестве секретных служб двух стран - соперничестве, в котором российские спецслужбы, судя по всему, проигрывают. С этой точки зрения, полагаю, в ФСБ испытают облегчение, если иск челябинского следователя Игоря Ткача закончится ничем. Потому что тогда у ФСБ окажутся развязаны руки (в отсутствие необходимой квалификации, но квалификация - дело наживное). Челябинских малолетних идиотов, конечно, жалко - ну, насколько может быть жалко идиотов, не имеющих и приблизительного представления об этике. Но не будем все-таки идеализировать ФСБ: забота о безопасности граждан - последнее, о чем думают ее сотрудники, выступая с пламенными речами о недопустимости фэбээровских методов сбора доказательств.

С другой стороны, тактика "ударом на удар" в последнее время пользуется среди солидных американских структур все большей популярностью. Держатели копирайта продвигают в Конгресс законопроект, который позволит им вламываться в p2p-сети и по собственному разумению решать вопросы нарушения пользователями авторских прав. Этот произвол требует лишь уведомления Минюста США за неделю до готовящейся атаки; санкции суда, естественно, не требуется. Почему бы, в конце концов, спецслужбам не перейти на сходный режим работы в Интернете? Это было бы более логично - они явно отстают от коммерческих компаний.

И если это произойдет, существовать в Сети станет решительно невозможно.

Анастасия Грызунова, 16.08.2002