Икра на опережение
В апреле этого года американская неправительственная организация Совет защиты природных ресурсов (Natural Resources Defence Council - NRDC) вчинила иск федеральной Службе рыбного и охотничьего хозяйства США (U. S. Fish and Wildlife Service) за непринятие мер по сохранению белуги. Вместе с рядом других природоохранных групп, объединенных в коалицию Caviar Raptor, Совет уже два года ведет кампанию за внесение белуги в перечень исчезающих видов на основании Закона США об исчезающих видах. 31 июля федеральная служба ответила, что изучает вопрос. Предложение опубликовано в официальном правительственном издании Federal Register. В течение 90 дней служба будет принимать мнения и комментарии всех желающих высказаться, после чего примет окончательное решение.
Как указывает в своих комментариях NRDC, поголовье осетровых в Каспийском бассейне стремительно сокращается в результате загрязнения воды и хищнического промысла, подрывающего возможности воспроизводства в необходимых для выживания объемах. В наибольшей опасности находится белуга (Huso huso), неспособная к быстрому размножению: особь достигает периода половозрелости к 15 годам, живет около 100 лет. В ходе недавней экспедиции на Каспий специалисты американского Общества охраны дикой природы (Wildlife Conservation Society - WCS) выловили 28 особей белуги, из которых 24 (85 процентов) оказались неполовозрелыми.
Резко нарушена и пропорция между особями мужского и женского пола - самок значительно меньше. Эксперты считают, что за последние 20 лет поголовье белуги в Каспийском и Азовском морях сократилось на 90 процентов.
Между тем именно белужья икра ценится на мировом рынке наиболее высоко. В США и Западной Европе она продается сегодня по цене 4000 долларов за килограмм. Соединенные Штаты потребляют 80 процентов мирового производства белужьей икры, причем спрос на нее остается устойчиво высоким.
Природоохранные организации США крайне разочарованы решением, принятым странами-членами Конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Convention on International Trade in Endangered Species - CITES) в марте этого года на конференции в Лозанне: после девятимесячного моратория они договорились возобновить торговлю белужьей икрой. Коалиция в защиту белуги говорит, что ее совершенно не удовлетворяют рекомендации CITES, которым обещали следовать Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркмения. В июле на парижской конференции CITES эти страны согласились ввести добровольный мораторий на промысел осетровых до конца текущего года. По мнению американских экспертов, эта мера совершенно неэффективна: объем легальной торговли черной икрой составляет 100 миллионов долларов в год, тогда как нелегальная оценивается в 1 миллиард. При таком соотношении ничего не решает и принятая CITES система сертификации продукта.
Доля контрабандной и фальсифицированной икры на внутреннем американском рынке остается высокой. В июле 2000 года к тюремным срокам и штрафу в 10,4 миллиона долларов (в истории американского правосудия это самый крупный штраф за нарушение природоохранного законодательства) были приговорены трое управляющих частной компании U. S. Caviar & Caviar в Мэриленде, наладившие схему фальсификации черной икры. Товар поступал в США через Объединенные Арабские Эмираты. Анализ ДНК установил, что в банках содержится лишь незначительное количество настоящей икры; остальное содержимое - икра американских веслоноса и лопатоноса (скафиринха) из бассейнов рек Миссисиппи и Теннесси. Икра этих рыб дешевле в 10 раз, однако сами виды значатся в перечне исчезающих. Сертификаты происхождения были подлинными: должностные лица, отвечающие за экспортный контроль, выписывали их в уплату за услуги проституток. Как выяснилось при проверке документации, в 1998 году Caviar & Caviar ввезла в США 102 процента российской экспортной квоты.
Как правило, икорные контрабандисты действуют точно так же, как кокаиновые - они ввозят свой товар при помощи курьеров ("мулов"). Крупнейший случай такого рода имел место в апреле 1999 года, когда власти США арестовали по наводке из Варшавы группу польских икорных курьеров, прибывших в Нью-Йорк рейсом Finn Air. Семь человек пытались ввезти в США около 1000 фунтов белужьей икры, которая к тому же оказалась фальсифицированной - основное содержимое банок составляла икра все того же веслоноса, чрезвычайно похожая и по внешнему виду, и по вкусу на белужью. В ресторанах Манхэттена эта партия была бы продана не менее чем за 1,2 миллиона долларов. Руководил группой офицер польской полиции Анджей Липковский; гонорар каждого курьера составлял 500 долларов не считая билетов.
Всякий раз после такой операции американские правоохранительные органы заявляют, что вышли на след русской икорной мафии, однако всякий раз ликование оказывается преждевременным. Как отмечают эксперты, нелегальный промысел осетровых в России процветает прежде всего вследствие коррумпированности высокопоставленных чиновников, отвечающих за его пресечение. В наиболее законченном и эффективном виде система браконьерского промысла и переработки действует в Дагестане. Свою долю в бизнесе имеют там практически все высшие должностные лица. Подробный доклад на эту тему опубликован в рамках международной программы мониторинга торговли дикими видами фауны и флоры TRAFFIC (Trade Records Analisis of Flora and Fauna in Commerce), чьи специалисты изучали вопрос на месте.
В незаконный промысел осетров и их переработку, утверждают авторы доклада, прибрежное население вовлечено "почти поголовно". Браконьеры-индивидуалы платят речной милиции и рыбоохране дань в размере 800 долларов с моторной лодки в год. Осетры скупаются по цене 3 доллара за килограмм живого веса (икра составляет обычно 7 процентов от общего веса особи). Однако основной объем нелегального промысла приходится на морские траулеры. Все они имеют разрешение на вылов частика; эксперты TRAFFIC ссылаются на своих конфиденциальных информаторов, утверждающих, что "у каждого крупного должностного лица в Дагестане есть "свои" траулеры: у прокурора республики их 2, у министра внутренних дел и начальника водной милиции - по 2, у начальника рыбоохраны - 1 и т. д."
Наименее коррумпированы морские пограничники Каспия, считают авторы доклада. В этой связи в докладе упоминается известный взрыв жилого дома в Каспийске и обнаружение взрывного устройства в другом таком доме. Из-за растущего противодействия пограничников, отмечают эксперты TRAFFIC, дагестанская икорная мафия переориентировала свои каналы сбыта на Азербайджан, откуда икра поступает в Турцию и далее в Европу.
Внесение белуги в перечень исчезающих видов автоматически означает полный запрет на импорт белужьей икры. Крупнейший в мире поставщик осетровой икры, Иран, от запрета почти не пострадает: доля белужьей икры в общем объеме добычи в иранском секторе Каспия составляет всего три процента. В структуре же российского экспорта она, напротив, доминирует - именно ее упаковывают в банки с голубой крышкой. В 2001 году Россия экспортировала 62040 килограммов черной икры (10 процентов мирового рынка), Иран - 82810 килограммов. Хотя Иран в прошлом году получил доступ на американский внутренний рынок, основным экспортером черной икры в США остается Россия.
Досье Граней.Ру:
Россия и Иран
США: внутренняя политика
Статьи по теме
Икра на опережение
Поголовье осетровых в Каспийском бассейне стремительно сокращается в результате загрязнения воды и хищнического промысла. В наибольшей опасности находится белуга (Huso huso), неспособная к быстрому размножению: особь достигает периода половозрелости к 15 годам, живет около 100 лет.