статья При полном непротивлении одной из сторон

Илья Мильштейн, 14.05.2002
Колин Пауэлл и Игорь Иванов на встрече в Вашингтоне 3 мая 2002 года. Фото AP

Колин Пауэлл и Игорь Иванов на встрече в Вашингтоне 3 мая 2002 года. Фото AP

А вот и хорошая новость: русские с американцами договорились насчет соглашения по СНВ. Об этом заявил Джордж Буш, объявив наступление новой эпохи в отношениях между ядерными державами и неприязненно отозвавшись о наследии холодной войны, с которым дней через десять в Москве будет покончено. Примерно те же слова с тем же чувством удовлетворения произнес и Владимир Путин. Остались мелочи, доработка прочих документов, стилистические изыски, над которыми в эти последние дни трудятся люди Колина Пауэлла и Игоря Иванова, покуда сами внешнеполитические патроны напоследок встречаются в Рейкьявике.

Собственно, давно пора. Все до единого предыдущие свидания друга Джорджа с другом Владимиром Владимировичем были очень теплы, но совершенно безрезультатны. В Любляне, в Генуе, в Шанхае, на техасском ранчо мы наблюдали лишь дипломатические восторги и геополитические похлопывания по плечу. Документов не было. Все прочее имелось в наличии: шпионские скандалы, бессмертная поправка Джэксона-Вэника, споры о курятине, сталелитейный тупик, угрозы прикрыть московский корпункт радио "Свобода", запальчивые выкрики о двойных стандартах и та анкета, которую с января должен заполнять в американском посольстве путешествующий российский гражданин: с какого года ты, союзник, состоишь в "Аль-Кайде" и сколько раз пробовал в домашних условиях собрать атомную бомбу. Это нервировало впечатлительных наблюдателей и независимых экспертов...

Теперь вроде всЈ. В Кремле в торжественной обстановке два молодых в политическом смысле президента наконец поставят свои подписи под стратегическим соглашением. Перейдут от слов к делу. Скрепят рукопожатием некий текст на гербовой бумаге. Однако с текстом до сих пор проблемы, и не только стилистического свойства. Неизвестно, до каких пределов Кремль и Белый дом будут сокращать свои ядерные боеголовки; цифры, названные Бушем (1,7 - 2,2 тысячи единиц), слишком расплывчаты для "хорошей новости". А главное, в соглашении не будет ничего сказано о судьбе сокращаемых боеголовок: будут ли их складировать, против чего горячо возражает российская сторона, или уничтожать, чего не хочется американцам. Если верить заявлениям министра обороны России Сергея Иванова, то ни о каком складировании не может быть и речи. Однако напрашивается предположение, что американцы наших "дожали" и Путин в конце концов решил махнуть рукой - дружба важней.

Между тем в череде масштабных исторических свершений и мелких гадостей, сопровождающих российско-американские отношения в постперестроечную эпоху, пришло наше время подкладывать гражданам сверхдержавы внушительную дипломатическую свинью. Ровно в те часы и минуты, когда Буш с Путиным радовались грядущему соглашению, во все консульские учреждения РФ в США пришла новая визовая анкета - наш симметричный ответ Госдепу. Гражданам-союзникам предложено, подавая заявление на въезд в Россию, честно и искренне указать все страны, которые они посетили за последние десять лет, назвать два последних места работы с телефонами работодателей, а также сообщить, в каких общественных, благотворительных, профессиональных организациях они состояли. Ну и, конечно, про бомбу рассказать: умеете ли собирать, складировать и давно ли в последний раз работали со взрывчатыми веществами? Наконец, приказано представить подробный план поездки в Россию, с телефонами, адресами, номерами авиарейсов, точными датами прибытия и убытия - без этого не впустят.

Благосклонное исключение - Джорджу Бушу. Как геополитическому другу, условному противнику и соавтору исторического соглашения. В качестве жеста доброй воли. Пора кончать с наследием холодной войны!

Пауэлл подает сигналы - Грани.Ру, 06.02.2002
Антиамериканская мечта - Грани.Ру, 06.02.2002
Договор дороже смысла - 16.11.2001
Планы сокращения ядерного потенциала США (справка)

Илья Мильштейн, 14.05.2002