статья Договор дороже смысла

Владимир Абаринов, 16.11.2001
Джордж Буш и Владимир Путин. Фото Reuters

Джордж Буш и Владимир Путин. Фото Reuters

Пребывание Владимира и Людмилы Путиных на частном ранчо президента и первой леди США ознаменовалось двумя событиями. Во-первых, днем рождения Кондолизы Райс (47 стукнуло матушке), во-вторых - благополучным освобождением сотрудников христианской благотворительной организации, арестованных талибами по обвинению в прозелитизме. Была ли операция освобождения яичком ко Христову дню, сказать трудно, да и не в этом дело - главное, что люди на свободе, живы и здоровы.

Описывать президентский досуг нет никакой возможности: как ни подступись, выходит лакейство. Ирония не спасает: как раз в лакейской-то и хихикают над хозяевами. Впрочем, Владимир Путин, оказывается, и за ужином не забывал о своих служебных обязанностях. Наутро он объяснил школьникам, что они с Бушем ели стейк и слушали музыку в конечном счете ради блага своих народов и всего мира.

Школьники в Кроуфорде все как на подбор политкорректные - задавали почти исключительно взрослые вопросы о политике. Путину достался вопрос о правах афганских женщин. Заклеймив талибов за то, что они третировали своих дам и не держали их за людей, президент России заговорил о том, что необходимы специальные международные программы, направленные на просвещение отсталых племен, содействие школьному обучению девочек в бедных странах. "Но главное, - добавил он, - чтобы в результате осуществления всех этих программ женщина не превратилась в мужчину". Бог весть что имел в виду президент. Вероятно, это юмор, но о чем?

Буша школьница попросила дать ей и ее ровесникам напутствие в начале жизненной дороги. "Слушайтесь маму", - сказал президент. (Такую маму, как Барбара Буш, и послушаться не грех!) Когда аудитория отсмеялась, он добавил: "Мой совет - следуйте своей мечте. Упорно работайте, делайте правильный выбор и осуществляйте свою мечту. Никогда не знаешь, как повернется жизнь. Я в выпускном классе ни за что не сказал бы: "Я буду усердно трудиться и стану президентом Соединенных Штатов". У меня и слов-то таких в лексиконе не было. Никогда не знаешь, как оно обернется. Ну и в Господа веруйте".

Засим президенты попрощались с молодежью, а потом и друг с другом.

В сухом остатке саммита - обязательство США в ближайшие 10 лет сократить в одностороннем порядке на две трети свои ядерные арсеналы и обещание России постараться провести сокращения в таком же масштабе. Кроуфордским школьникам Путин объяснил, почему он скептически относится к сокращениям, не подтвержденным договором: боеголовки, полагает он, можно лишь отвинтить от ракет, но не уничтожить, а при случае опять привинтить на место. Но чем плох, спросим мы, ныне действующий договор СНВ-1? Его никто не отменяет, он определяет верхние уровни стратегических вооружений и отнюдь не возбраняет односторонние сокращения - следовательно, предусмотренные договором меры проверки остаются в силе. В Москве пока еще не осознали революционное значение инициативы Буша: он говорит, что союзники договоров не подписывают, а ему отвечают - все-таки лучше было бы что-нибудь подписать. На что-нибудь Буш согласен - он против новых переговоров.

По поводу противоракетной обороны, как и ожидалось, не договорились. Россия считает, что торопиться некуда, надо не спеша продолжать дискуссии, усердно трудиться, по совету Буша. Но Пентагон уже отложил очередное испытание. В апреле на Аляске должны начаться земляные работы на месте сооружения объектов системы ПРО - контракты с частными фирмами уже подписаны, деньги Конгрессом выделены. Остается ровно полгода - ровно за полгода сторона, желающая выйти из Договора по ПРО, должна уведомить об этом другую сторону. Буш на протяжении визита несколько раз говорил, что считает договор 1972 года анахронизмом, не отражающим стратегические реалии сегодняшнего дня. Путин выражался помягче. Школьникам он сказал, что при достигнутом уровне доверия можно найти решение, которое удовлетворит обе стороны.

Идет ли речь о спасении лица, как это было в случае с пресловутым расширением НАТО? Надо полагать, в Москве сейчас прекрасно видят, что денонсация Договора по ПРО никоим образом не разрушает систему соглашений о контроле за вооружениями, что увязка искусственная и что единственная страна, у которой есть основания беспокоиться по поводу американского противоракетного щита, - это Китай. Непосредственно перед российско-американским саммитом в Москву примчался высокопоставленный китайский визитер, дабы объяснить всю пагубность американской затеи, но его, говорят, и слушать не стали.

Тем не менее вполне очевидно, что для Путина решение отказаться от договора будет нелегким: ему предстоит борьба как с ястребами в непосредственном окружении, так и с химерами собственного сознания. Человек его свиты, комментируя журналистам ход противоракетной дискуссии, непринужденно напомнил, что варианты российского ответа хорошо известны. Еще как известны! Один из этих вариантов - привинтить к ракетам разделяющиеся боеголовки. Однако это будет явным нарушением договора СНВ-1.

Впрочем, Россия ведь может теперь ничего не привинчивать и ничего не отвинчивать - обязательство Буша не распространяется на Путина, а он, как известно, последнего слова еще не сказал. Через 10 лет у России будет втрое больше ядерных боезарядов, чем у США. Правда, на содержание такого арсенала нужны средства. Российскому народу не привыкать - "лишь бы не было войны". Ан войны-то, как стало ясно 11 сентября, следует ждать совсем с другой стороны.

Одностороннее сокращение Штатов - Грани.Ру, 14.11.2001
Противоракетная оборона: статьи по теме

Владимир Абаринов, 16.11.2001