В теплой недружественной атмосфере
Европа встречает Буша неприветливо. Президента ожидают многолюдные акции протеста. В Совет Европы внесено предложение лишить США статуса наблюдателя. Европейские лидеры в один голос обещают поднять при встрече с Бушем острые вопросы. Пресса заговорила о "ценностном разрыве" (values gap), а также о "стратегическом расколе" (strategic split) между Америкой и Европой.
Главным раздражителем стала казнь Тимоти Маквея - в странах Европейского союза преступников не убивают. Далее в перечне претензий следуют отказ от Киотского протокола о мерах противодействия глобальному потеплению, генетически модифицированные продукты, противопехотные мины и противоракетная оборона.
Представители администрации в ответ твердо заявляют, что смертная казнь - не предмет двусторонних переговоров. Кондолиза Райс, опубликовавшая на днях в Washington Times специальную статью о "ценностном разрыве", обращаясь к европейцам, пишет: "Мы должны признать: есть основания полагать, что взгляды наших граждан более неоднозначны и, вероятно, ближе друг к другу, чем позиции наших правительств". Помощник Буша по национальной безопасности тем самым прозрачно намекает на то, что, согласно опросам, в некоторых странах Европы большинство избирателей поддерживает смертную казнь.
Что касается выхода США из киотских договоренностей, то его, конечно, следовало ожидать. В 1997 году еще не успели просохнуть чернила под протоколом, подписанным вице-президентом Альбертом Гором, как республиканское большинство в Конгрессе заявило, что не ратифицирует его до тех пор, пока к нему не присоединятся крупнейшие страны третьего мира. Администрация Клинтона и не представляла протокол на ратификацию, прекрасно понимая безнадежность такой попытки. Стоит вспомнить, что протокол принимался в острой борьбе, в которой, кстати, США и Россия выступали единым фронтом против Евросоюза: ЕС пользовался совершенно иной методикой определения национальных квот на эмиссию "парниковых газов". В сущности, именно позиция Европы предопределила отказ США от обязательств по Киотскому протоколу; европейские лидеры, публично выражая озабоченность решением Буша, на самом деле, вероятно, испытали облегчение: они не в состоянии выполнить собственные обязательства. Как бы то ни было, новый раунд переговоров по проблеме глобального потепления на уровне министров открывается уже в июле.
Аналогичным образом можно разобрать и все прочие признаки "ценностного разрыва": вполне очевидно, что противоречия порождает не отсутствие, а именно наличие общих ценностей. Точно так же дело обстоит и с противоракетным щитом.
Главную речь поездки Буш произнесет в Варшаве. Она будет посвящена предстоящему расширению НАТО: президент США должен подтвердить, что следующий раунд расширения состоится, как и планируется, в 2002 году. В Белом доме говорят, что список кандидатов пока не составлен. Однако осведомленные люди утверждают, что в этом списке будет по меньшей мере одна страна Балтии.
От саммита Путин - Буш, который состоится в субботу, в Вашингтоне не ждут прорывов и заранее предупреждают об этом прессу. Цель встречи - личное знакомство. За два часа президенты вряд ли успеют подробно обсудить даже важнейшие вопросы, к тому же, как сообщила журналистам все та же д-р Райс, жесткой повестки дня и не существует. Тем не менее некоторые наблюдатели выражают опасения, что Буш может пойти в Любляне на некую сделку. Такое предположение высказал, в частности, член Палаты представителей демократ Том Лэнтос - по его мнению, президент США вполне способен заключить с Путиным "фаустовскую сделку", то есть в обмен на согласие Москвы сотрудничать в создании ПРО закрыть глаза на факты удушения гражданских свобод и прав человека в России. Другие эксперты полагают, что у Путина нет никакой необходимости уступать Бушу и в вопросе о ПРО: идею, мол, похоронят демократы в Сенате без всякого участия России.
CNN.com In-Depth Specials: Bush in Europe
Смертная казнь (досье Граней.Ру)
Глобальное потепление (досье Граней.Ру)
Противоракетная оборона (досье Граней.Ру)
Россия-НАТО (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
В теплой недружественной атмосфере
Европа встречает Буша неприветливо. В перечне ее претензий к Америке и отказ от Киотского протокола о мерах противодействия глобальному потеплению, и потчти публичная казнь Тимоти Маквея, и генетически модифицированные продукты, и противопехотные мины, и противоракетная оборона.