статья Особенная стать

В.А., 23.12.2000

Российский дипломат, работающий в Вашингтоне, сказал американскому журналисту, что Москва рада приходу новой администрации, потому что эта администрация не будет читать Москве "лекции", как это делала администрация Клинтона. Кроме того, заинтересованность Буша в решении вопросов стратегической безопасности, по мнению Москвы, ослабит давление в области прав человека - к примеру, в связи с войной в Чечне.

Такие вещи говорятся для того, чтобы их опубликовали. Это пробный шар. Проверка на вшивость. Неплохая работа. Но вот что удивительно: Россия всему миру плешь проела своей "особенной статью", которую, мол, "аршином общим не измерить", а между тем сама всех пытается измерить именно этим специальным русским аршином.

Последний договор по сокращению стратегических вооружений Россия подписала с администрацией Буша-старшего, причем уже после выборов, в страшной спешке, будто предчувствуя, что с Клинтоном каши не сваришь. Что сделал Клинтон за восемь лет? Добился ратификации этого договора - после того, как большинство в обеих палатах Конгресса получили республиканцы. Все прочие достижения на российском направлении ассоциируются с деятельностью комиссии Гор-Черномырдин, под крышей которой расцвела пышным цветом невиданная коррупция и был подписан секретный меморандум об оружейных поставках Ирану. Со Стробом Тэлботтом, который себе в личную заслугу ставит то, что российским коммунистам не удалось снова дорваться до власти (кто ж такие, в глазах Тэлботта, Примаков с Маслюковым? смешно даже спрашивать - вероятно, образцовые реформаторы и либералы). И разумеется, с американскими консультантами по приватизации, на которых теперь в Америке заведены уголовные дела за то, что они пользовались вверенными им ресурсами и инсайдерской информацией в целях личного обогащения - по российским понятиям, святое дело, а в Америке строжайше возбраняется законом.

А вот же не угодили Гор с Тэлботтом российскому дипломату. Лекции о правах человека читают. То есть хорошо бы все то же самое, что при Клинтоне, только без лекций. Очень может статься, что дипломат прав: эти лекций читать не станут. В Москве за восемь лет несколько подзабыли, что это за команда и на что она способна. А вот Борис Николаевич Ельцин, возможно, вспомнит, как в 1989 году его принимал в Белом Доме советник по национальной безопасности Брент Скаукрофт, как Борис Николаевич решил явочным порядком пройти напрямик в Овальный кабинет к президенту Бушу и кто его туда не пустил. Не дюжие американские охранники. Не Коржаков с Барсуковым. Кондолиза Райс.

Что произойдет на переговорах по контролю за вооружениями, хорошо известно, Буш-младший об этом не раз говорил: переговоров, собственно, не будет. Дабы не увязывать план развертывания системы национальной противоракетной обороны с дальнейшими сокращениями стратегических вооружений, администрация просто проведет инвентаризацию своих ракет и боеголовок и в одностороннем порядке сократит все, что ей не нужно, справедливо полагая, что и Россия сделает то же самое ввиду невозможности поддерживать боеготовность нынешнего арсенала.

Но вот что совершенно непонятно, так это откуда у Москвы такая неколебимая уверенность в безразличии администрации Буша к правам человека и судьбам демократии. Вряд ли эта оценка основательна. Генерал Пауэлл - сын неимущих иммигрантов, выросший в черных трущобах Нью-Йорка и достигший вершины военной, а теперь и гражданской карьеры. Кондолиза Райс лишь два последних года, когда семейство переехало из Алабамы в Колорадо, ходила в десегрегированную школу. Эти люди, говоря грубо, на собственной афроамериканской шкуре узнали, что такое права человека, а что такое бесправие. При этом Колин Пауэлл настолько популярен в стране, что Буш никогда не решится ни отправить его в отставку, ни допустить, чтобы он ушел сам в знак протеста против действий президента.

В.А., 23.12.2000