статья Если друг оказался вдруг...

Владимир Абаринов, 06.11.2003
Джон Маккейн. Фото АР

Джон Маккейн. Фото АР

В последние дни со страниц американских газет не сходит слово siloviki. По-видимому, ему суждено теперь войти в английский язык наряду с intelligentsia и pogrom. О деле Михаила Ходорковского и его долгосрочных последствиях говорят виднейшие обозреватели, политологи и законодатели. Во вторник дискуссию на эту тему провел один из вашингтонских "мозговых центров" – Американский институт предпринимательства, имеющий репутацию цитадели консерватизма и не делающий секрета из своей близости к нынешней администрации.

Наиболее емкую оценку создавшейся ситуации дал Леон Арон, директор программы российских исследований института: "Верховенство права, доверие между государством и гражданами, независимость судов, даже новый прогрессивный Уголовный кодекс России - все это самым грубым образом подорвано. И напротив – исконные русские недуги, такие, как страх, цинизм, пассивность, тяга к секретности и конформизм, получили благодаря этому делу очень сильный импульс". Эксперт Центра Карнеги Андерс Ослунд заявил, что, по его мнению, шаги, предпринимаемые Генеральной прокуратурой России, обнаруживают связь с ситуацией на бирже, давая возможность спекулятивной игры на понижение, и это уже само по себе наводит на подозрения. Не исключено, считает г-н Ослунд, что атакой на "ЮКОС" пользуются вхожие в Кремль биржевые игроки. "Тот, кто осведомлен о дальнейших планах прокуратуры, - подчеркнул эксперт, - обладает важнейшей инсайдерской информацией. В прошлом году имел место аналогичный случай, когда люди в Кремле негативно высказались по поводу реформы электроэнергетики. Акции РАО ЕЭС упали до восьми центов за штуку. Иностранные акционеры сбросили почти все, что у них было. Между тем два близких к Кремлю олигарха, наоборот, усиленно скупали акции ЕЭС России. А спустя год цена этих акций учетверилась".

Самые суровые инвективы по адресу кремлевского режима раздались из уст Радека Сикорского, который в прошлом был заместителем министра иностранных дел и заместителем министра обороны Польши, а ныне является сотрудником Американского института предпринимательства. "Постимперская и посттоталитарная ностальгия в Европе неприемлема, - сказал он. - Представьте себе в Берлине мавзолей Гитлера или памятник Гиммлеру, улицы немецких городов, названные в их честь, представьте себе федерального канцлера, возлагающего цветы к монументу героям гестапо, возвращающего бундесверу символику вермахта или восстанавливающего флаг со свастикой в качестве официального знамени вооруженных сил. Вообразить такое в наши дни невозможно. И все это произошло в России Путина. Ленин по-прежнему покоится в Мавзолее, у Кремлевской стены стоит бюст Сталина, г-н Путин отдает почести бывшему председателю КГБ и палачу Будапешта г-ну Андропову, а российские танки в Чечне украшены красным знаменем".

По мнению Сикорского, еще не поздно попытаться вернуть Россию в русло цивилизованного демократического развития. Но для этого западные лидеры должны проявить твердость: "Никаких чаепитий с королевой Англии, никаких саммитов в Кроуфорде, никакого флирта "семерки" с Россией – всему этому еще не поздно положить конец. Мы должны усилить давление на диктатуру в Белоруссии – именно там прошли проверку методы, которые теперь г-н Путин применяет в России: "эскадроны смерти", торговые отношения с безответственными режимами, запрет свободных средств информации, власть тайной полиции. Мы должны укреплять наши отношения с Украиной и кавказскими государствами. Мы должны дать ясно понять, что любые попытки возродить российскую или советскую империю неприемлемы и встретят отпор".

Радеку Сикорскому возразила Анджела Стент – директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета: "Рычаги влияния действуют в обоих направлениях. Вы правы в том, что у Запада есть средства воздействия на президента Путина, но покуда мы нуждаемся в нем в нашей войне с террором, у него есть рычаги влияния на нас". Тем не менее рекомендация более жестких подходов в отношениях с Москвой явно преобладала.

В среду в комментариях прессы появились новые повороты. New York Times опубликовала статью под заголовком "Как российский нефтяной магнат обзаводился друзьями в США". Из нее, в частности, следует, что Центр Карнеги, где работает Андерс Ослунд, получил полмиллиона долларов в виде гранта благотворительного фонда "Открытая Россия", финансируемого Ходорковским. Американский институт предпринимательства отказался обсуждать с корреспондентами NYT вопрос о дотациях от "ЮКОСа", а Институт Брукингса, по словам его сотрудника Фионы Хилл, отказался принимать пожертвования от Ходорковского.

В том же номере NYT помещена очередная колонка авторитетного обозревателя Уильяма Сэфайра "Силовики против олигархов". Автор пишет, что ситуация напоминает ему выбор, перед которым оказалась Америка во время ирано-иракской войны: "Остается желать поражения обеим сторонам". Сэфайр рассказывает, что когда писал свой комментарий, дозвонился до Григория Явлинского и тот сказал ему: "Лекарство хуже болезни".

Наконец, с грозной филиппикой, обращенной к Москве, выступил на пленарном заседании верхней палаты Конгресса видный сенатор-республиканец Джон Маккейн – фигура не только популярная, но и влиятельная. Он охарактеризовал происходящее в России как "ползучий переворот против сил демократии и рыночной экономики" и предупредил об опасности наступления "новой эры холодного мира" в американо-российских отношениях. "Ходорковский, - заявил Маккейн, - совершил наихудшее в глазах Кремля преступление – он поддержал политическую оппозицию президенту Путину". "Американская политика, - продолжал сенатор, - должна отражать трезвый взгляд на вещи, который состоит в том, что российское правительство, не разделяющее наших фундаментальных ценностей, не может быть нашим другом и партнером и рискует своими действиями превратить себя в нашего противника". Джон Маккейн призвал Экспортно-импортный банк США и Корпорацию частных заграничных инвестиций отозвать гарантии всех видов капиталовложений в Россию ввиду "непримлемого риска вмешательства государства и экспроприации, как это явствует из действий российских властей". "Деньги американских налогоплательщиков, - резюмировал Маккейн, - не должны использоваться для поддержки инвестиций в Россию до тех пор, пока власть ФСБ преобладает над властью закона".

Джон Маккейн, возглавляющий сенатский комитет по делам торговли, имеет возможность реализовать свою угрозу – именно по этой причине на его выступление незамедлительно отозвался посол России в Вашингтоне Юрий Ушаков, который охарактеризовал тираду Маккейна как "злонамеренный наскок", "заряд лжи и ненависти", "агрессивный выпад" и "возмутительное прямое посягательство на настоящее и будущее российско-американского стратегического партнерства".

Владимир Абаринов, 06.11.2003


новость Новости по теме