статья Продолжение мирного процесса иными средствами

Борис Соколов, 19.12.2001
Израильский танк в Рамалле. Фото AP

Израильский танк в Рамалле. Фото AP

Сейчас на Западном берегу Иордана и в секторе Газы относительное затишье. Хотя израильские политики и военные не слишком-то верят в очередные обещания Арафата совладать с террористами-смертниками (об обычных террористах глава Палестинской автономии речи как будто вообще не ведет, очевидно, считая их законными борцами за национальное освобождение), но под давлением Запада, главным образом Европы, ему дают еще один шанс. Евросоюз и США еще раз призвали Арафата покончить с радикальными исламскими группировками.

Что будет дальше, предсказать нетрудно. Закроют под телекамеры еще несколько офисов экстремистских организаций, вежливо препроводят в тюрьму, опять-таки под блеск юпитеров, еще несколько десятков активистов ХАМАСа и "Исламского джихада", чтобы потом тихо их выпустить. Террористы из родной Арафату организации ФАТХ даже такому условному аресту вряд ли подвергнутся. Этот маскарад продолжится до очередного крупного теракта в Израиле и неизбежных ответных мер израильской армии.

Под давлением общественного мнения внутри страны Ариэль Шарон вынужден действовать все более жестко. Логическим финалом должна стать долговременная оккупация всей территории Палестинской автономии. Вероятно, возобновление широкомасштабных операций Армии обороны Израиля на палестинских территориях - вопрос дней, если не часов. На это ясно намекают представители израильского Генштаба, сообщившие о будто бы состоявшемся секретном совещании руководства ХАМАСа, где было принято решение провести теракты против высотных зданий и членов правительства Израиля.

Как ни печально это сознавать, но сегодня у Израиля нет другого способа решения палестинской проблемы, кроме военного. "Без серьезных военных мер вряд ли мы достигнем чего-либо за столом переговоров", - считает сегодня большинство израильтян. Юлий Эдельштейн, заместитель министра иммиграции и абсорбции 18 декабря, озвучил это мнение в интервью радио "Свобода". Мало кто сомневается, что Арафат до самого последнего времени использовал акции террористов для давления на Израиль. Если бы сегодня или завтра он действительно захотел обуздать террористов, то был бы все равно не в состоянии это сделать. Личная гвардия Арафата никогда не выполнит его приказ стрелять в своих братьев из ХАМАСа или "Исламского джихада".

Вместе с тем, приходится признать, что никого более умеренного, чем Арафат, среди сколько-нибудь влиятельных палестинских политиков сегодня нет. Переговоры вести просто не с кем. Но возможно ли чисто военное решение проблемы терроризма? Думаю, что в конкретных условиях Палестины - вполне возможно.

Широко распространено мнение, что с партизанами справиться невозможно, особенно если в их рядах есть смертники-камикадзе. Однако такое утверждение верно лишь для лесисто-гористой местности, да и то в условиях, когда партизаны имеют возможность получать снабжение извне. В Палестине нет подходящих для партизанской борьбы гор и лесов. Все границы автономии - сухопутные, воздушные и морские - Армия обороны Израиля в состоянии надежно блокировать.

Террористы ФАТХа, "Исламского джихада" и ХАМАСа базируются в палестинских городах и действуют главным образом тоже в городах, только израильских. Это типичные городские партизаны. Опыт действий такого рода партизан в странах Латинской Америки (в Чили, Уругвае, Аргентине) доказал, что они не в состоянии одержать победу и вынуждены рано или поздно прекратить борьбу, если только не имеют опоры в виде партизанских районов в сельской местности.

Израиль в состоянии не только оккупировать всю территорию Палестинской автономии, но и провести ее эффективную зачистку. Для этого необходимо арестовать или уничтожить большинство руководителей террористических организаций, разоружить палестинскую полицию и ликвидировать все склады вооружений и боеприпасов. Подобная операция потребует всего нескольких месяцев, если в ней сможет принять участие основная часть израильской армии. Однако в случае столь широкомасштабной акции против палестинцев нельзя исключить нападение на Израиль Сирии (вступление в войну Египта и Иордании кажется маловероятным). Вероятно, эта угроза большой войны и удерживает кабинет Шарона от того, чтобы идти до конца.

Но если все-таки удастся провести "окончательную зачистку" палестинских территорий, то политическое положение внутри автономии изменится кардинальным образом. Экстремистские лидеры будут устранены со сцены. Арафата можно будет выпустить из-под домашнего ареста, под которым он фактически находится. У него или у других умеренных палестинских политиков появится шанс завоевать симпатии соотечественников и в тоже время достичь компромисса с Израилем - ведь на них уже не будет давить вооруженная масса палестинских экстремистов.

Борис Соколов, 19.12.2001