статья Забытый еврейский полк

Максим Поляков, 18.10.2001
Рехавам Зеэви (в центре) с Моше Даяном в Хевроне. Июнь 1967 года. Фото из израильского госархива // AP

Рехавам Зеэви (в центре) с Моше Даяном в Хевроне. Июнь 1967 года. Фото из израильского госархива // AP

Министр туризма Израиля, лидер правого блока "Национальное единство" Рехавам Зеэви скончался в среду около десяти часов утра по израильскому времени, после того как тремя часами ранее получил два пулевых ранения - одно в голову и одно в шею. Убийцы - двое или трое вооруженных палестинцев - поджидали министра на восьмом этаже иерусалимского отеля "Хайят Ридженси", когда Зеэви возвращался в свой номер с завтрака. Ответственность за покушение взяла на себя организация "Народный фронт освобождения Палестины". В сообщении, присланном в бюро France Presse, говорится, что убийство Зеэви совершено в отместку за смерть лидера НФОП Абу Али Мустафы, погибшего в Рамалле в августе нынешнего года в результате вертолетного обстрела его офиса.

Реакция Запада, прежде всего прессы, была предсказуемо сдержанной. Та же риторика, те же досентябрьские словесные клише: "замкнутый круг насилия", "террор в ответ на террор", "покушение на лидера израильских ультра". Политические взгляды Зеэви действительно никак нельзя назвать умеренными: на знаменах его партии "Моледет" ("Родина") было начертано слово "трансфер": насильственное выселение палестинских арабов из Израиля. Однако, в отличие от Мустафы, Зеэви был политиком, а не террористом. Лидер входящего в ООП "Народного фронта" Абу Али Мустафа в последний год своей жизни специализировался на взрыве адских машин в центре Иерусалима; министр туризма Рехавам Зеэви заботился о выживании иерусалимских гостиниц, персонал которых, к слову, более чем наполовину состоит из арабов. Что бы кто ни говорил, Израиль не уничтожает палестинских лидеров за их мысли - иначе в автономии просто не осталось бы ни одного чиновника. Он убивает террористов за их действия. Поэтому все попытки сравнения убийства Зеэви с уничтожением лидеров НФОП, ХАМАСа или ФАТХа не просто неточны, но и позорны для тех, кто считает себя поборником свободы.

Рехавам Зеэви, пожалуй, наиболее последовательный лидер израильских правых, которого в Израиле с незапамятных времен называли именем великого пацифиста (прозвище "Ганди" прилипло к нему еще в юношестве, когда на пуримшпиле он за неимением карнавального костюма облачился в накидку и взял в руки посох), был убит за несколько часов до вступления в силу своей отставки с поста министра в правительстве, которое упустило практически все возможности обеспечить безопасность своих граждан.

Возможно, сейчас у Шарона появился еще один шанс прислушаться к мнению тех людей в правительстве, кто, как и Зеэви, выступает за скорейшее решение проблемы террора. Однако можно быть уверенным в том, что нынешнее правительство этим шансом не воспользуется: министр иностранных дел Шимон Перес уже в сотый раз за последний год потребовал от палестинцев прекращения террора, иначе, по его словам, "пожар уже нельзя будет погасить".

От пожара можно спастись только одним путем - уничтожить очаги возгорания. Израильтяне же целый год требуют от Арафата выдачи поджигателей. Америка в борьбе со "своими" bad guys следует пусть техасской, но логике: если талибы не выдают бен Ладена, значит, они его сообщники. Если Израиль не уничтожает инфраструктуру террора, значит, этот террор ему не мешает. Значит, это не террор. Значит, Арафат и Асад хорошие и их можно взять в свою коалицию. Значит, враги Арафата и Асада получают по заслугам. И поэтому о палестинском терроре, если таковой и существовал, очень выгодно забыть: когда американские корабли бороздят бескрайние просторы Персидского залива, когда все прогрессивные люди Земли пересылают друг другу то ли зубной порошок, то ли кокаин, Израиль не смеет заниматься вопросами своей отдельно взятой безопасности. Международный террор - явление глобальное, взрывы и выстрелы в Израиле - локальное, и в Иерусалиме должны с этим считаться.

Намечавшаяся отставка Зеэви и другого видного правого лидера Авигдора Либермана была вызвана фактическим согласием Шарона с этим новым подходом Америки, точнее, ее Госдепартамента к ближневосточной проблеме. В ближайшие дни должны быть обнародованы новые американские инициативы по мирному урегулированию, основанные более или менее на тех позициях, на которых остановились стороны год с небольшим назад в Кэмп-Дэвиде.

Если для Запада мир после 11 сентября стал иным, то для Израиля, похоже, просто остановилось время. Пока Запад раздумывает, стоит ли считать известные события первым актом войны цивилизаций, израильтяне, уже несколько десятков лет находящиеся на линии фронта, а то и в тылу врага (Пентагон до сих пор ежедневно получает информацию из разведуправления израильского Генштаба) и считавшие себя передовым отрядом Запада, чувствуют себя забытыми на поле битвы, которое в центре, похоже, давно считается бесперспективной периферией.

Парад коньков: Израиль и мировой кризис - Грани.Ру, 26.09.2001

Максим Поляков, 18.10.2001