статья Парад коньков: Израиль и мировой кризис

Уолтер Лакер, 27.09.2001
Палестинцы ликуют, узнав о терактах в Америке 11 сентября 2001 года. Фото Reuters

Палестинцы ликуют, узнав о терактах в Америке 11 сентября 2001 года. Фото Reuters

Поиск глубинных причин нынешнего кризиса превратился в фарс. Джерри Фолуэлл и другие американские фундаменталистские проповедники рассматривают катастрофу как небесную кару, которая постигла страну за такие грехи, как аборты и гомосексуализм. Композиторы, философы, поэты, звезды крикета (Имран Хан), антиглобалисты - у всех у них есть наготове объяснения, и это как раз те самые коньки, на которых они выезжают в последние годы. Мадонна говорит, что хочет прожить долгую и счастливую жизнь (это, впрочем, одно из относительно здравых суждений), меж тем как Сьюзен Зонтаг возлагает ответственность на американских летчиков, пытающихся помешать Саддаму Хусейну нарастить его арсенал оружия массового уничтожения. Антиамериканское лобби напирает на то, что произошло в свое время в Чили и Никарагуа, и на американскую империалистическую самонадеянность вообще. Есть и множество других объяснений, и едва ли не чаще всего приходится слышать, что во всем виноват Израиль.

Это неудивительно: с момента образования еврейского государства у него было много врагов, и нынешний кризис дает им прекрасную возможность высказаться. Как иронически заметил в 1950-е годы один специалист по Ближнему Востоку, уже тогда довольно многие полагали, что если бы не Израиль, нефть была бы крайне дешевой, генералы получили бы в регионе военные базы, бизнесмены - выгодные контракты, а христианские миссионеры - массу новообращенных. К этому перечню сегодня можно было бы добавить, что без Израиля не было бы и терроризма. Сразу после нью-йоркского бедствия многие израильтяне сочли, что теперь Запад станет лучше понимать их реакцию на постоянные террористические нападения. Это было глубокое заблуждение.

Позволю себе одно замечание несколько личного характера. Сменявшие друг друга израильские правительства плохо старались облегчить задачу своим доброжелателям за рубежом, и их политика не отличалась дальновидностью. С самой войны 1967 года я всегда считал (и писал), что удержание оккупированных территорий, за исключением незначительной корректировки границ, - это большая ошибка, за которую Израилю придется дорого заплатить. Оккупация неизбежно ставит Израиль в крайне сложное положение и порождает массу проблем. Чем дольше тянуть с возвратом территорий, тем болезненней он пройдет. Ибо в конечном счете все территории или по крайней мере их основную часть так или иначе придется отдавать, а если соответствующие решения будут приниматься под давлением, то арабы истолкуют это как признак слабости и только предъявят более жесткие требования.

Я вовсе не уверен в жизнеспособности независимого Палестинского государства, но в конце концов это решать не израильтянам - палестинцам следует дать шанс. Первая и вторая интифады показали, что нынешняя ситуация неприемлема. Спросят: но что тут можно было поделать, раз палестинцы столь глупо отвергли предложения Барака, при реализации которых они бы получили практически все что хотели? Отвечу: израильтянам надо было все равно уходить с территорий, как они ушли из зоны безопасности в Ливане (с 15-летним запозданием), и пусть палестинцы спорят о том, что будет с этими землями. И это надо было сделать не для того, чтобы порадовать арабов, а по той простой причине, что демократическое государство не может без конца навязывать свою власть столь большому числу враждебно настроенных подданных.

Я не согласен и с теми, кто утверждает, что израильско-палестинский конфликт не имеет никакого отношения к нынешнему мировому кризису. Еще как имеет: для многих арабов и некоторых мусульман он является символом и катализатором напряженности, а также поводом для отказа от участия в антитеррористической кампании. Пусть с исламской точки зрения Иерусалим и не самый священный город, но для верующих мусульман он с течением времени стал святыней. Политика израильских властей, отказывающихся допустить мусульман к участию в городском управлении, близорука и опасна. Арабские святые места по-прежнему представляют собой бочку с порохом: что если еврейский фанатик (ведь не все фанатики сосредоточены на одной стороне) попытается взорвать мечеть Аль-Акса?

Однако одно дело признавать, что Израиль является катализатором ожесточенности радикальных мусульман в нынешнем кризисе, и совсем другое - рассматривать его как одну из главных причин этого кризиса. Глядя на мировую карту исламского радикализма, легко заметить, что Израиль мало что значит для афганских талибов и не играет никакой роли в Алжире, на Филиппинах, в Нигерии, на Кавказе, в Центральной Азии и на Балканах, хотя мусульманский терроризм там свирепствует. Мало внимания уделяется Израилю и в Пакистане, где главной проблемой является Кашмир. Саддам Хусейн если и воевал, то с Ираном и Кувейтом, а не с Израилем. Каддафи в настоящий момент озабочен в первую очередь не Израилем, а Африкой. Бен Ладен жалуется едва ли не в первую очередь на то, что поскольку его семья происходит из Хадрамаута (по саудовским понятиям, это не очень престижно), она никогда не допускалась в высший слой саудовского общества, несмотря на все свое огромное богатство. Да, бен Ладен ненавидит евреев и хочет, чтобы все они были перебиты, но это религиозная ненависть, распространяющаяся на всех неверных. Его главная непосредственная цель состоит в том, чтобы изгнать американцев с Аравийского полуострова, а со временем установить мусульманскую власть во всем мире. Он представляет себе неизбежный последний решительный бой, после которого евреи будут прятаться за камнями и каждый камень будет кричать: "За мной прячется еврей!". И тем не менее даже для бен Ладена еврейский вопрос не имеет первостепенного значения. Несмотря на все свои ресурсы и связи, бенладеновская организация "Аль-Кайда" никогда не пыталась напасть на Израиль. (Заметим, что "Аль-Кайда" ни разу не направляла свои атаки и на правящую саудовскую династию, хотя бен Ладен заявлял, что считает ее своим главным врагом.) Среди многих выявленных членов организации есть только один 25-летний палестинец, арестованный в прошлом году и занимавший весьма незначительное положение в ее разветвленной структуре.

Если бы Израиль исчез с карты Ближнего Востока, это причинило бы некоторое неудобство Египту, который утратил бы один из предлогов для неучастия в борьбе с терроризмом; впрочем, нашлись бы другие причины. Это относится и к некоторым другим государствам. Что еще дало бы исчезновение Израиля для разрешения нынешнего кризиса? Беспристрастному наблюдателю трудно ответить на такой вопрос.

Но коль скоро Израиль является не основной причиной кризиса, а лишь катализатором и громоотводом, в чем же тогда источник недовольства и ожесточенности? Над этим вопросом следует поразмышлять более тщательно. Возможно, корень зла в том прискорбном упадке, в котором мусульманский мир находится на протяжении последних двух-трех столетий, причем по отношению не только к Западу, но и к Дальнему Востоку. Нам говорят, что в этом повинен западный империализм. Но о каком империализме идет речь? Палестина, Иордания, Сирия и Ирак веками находились под властью мусульманской империи, а Пакистан и Египет, где господствовали британцы, не питают к ним особого злого чувства. Быть может, все дело в религиозном фанатизме? Но на немусульманской Шри-Ланке террористов-самоубийц гораздо больше, чем во всем исламском мире, да и с каких это пор верующий мусульманин перед актом мученичества напивается, как это делали убийцы во Флориде?

Вопросов можно задать еще много - между тем парад коньков продолжается. Столкновение цивилизаций? Это модное объяснение является в лучшем случае полуправдой. Знаменитый писатель-детективщик Фредерик Форсайт хочет уничтожения Ирландской республиканской армии, а драматург Гарольд Пинтер утверждает, что идет война между богатыми и бедными, как будто у бен Ладена мало денег. Ноам Хомский и крайние левые реагируют так, как им привычно, а арабская пресса отмечает, что утром 11 сентября 4 тысячи израильтян не вышли на работу, и уж наверняка это было не случайно. Можно было бы объявить конкурс на самое глупое объяснение. Но увы, положение слишком серьезно.

Уолтер Лакер. Десять тезисов о терроризме и борьбе с ним - Грани.Ру, 19.09.2001
Михаил Эпштейн. Демократический фундаментализм - Грани.Ру, 26.09.2001
Михаил Ямпольский. Терроризм: источники и составные части - Грани.Ру, 30.08.2001

Уолтер Лакер, 27.09.2001