статья Долой антинародный режим!

Илья Мильштейн, 15.08.2001
Еврейский демонстрант в Иерусалиме с плакатом ''Ясир Арафат - бандит!''. Фото Reuters

Еврейский демонстрант в Иерусалиме с плакатом ''Ясир Арафат - бандит!''. Фото Reuters

На Ближнем Востоке - полноценная сенсация. Устами своего министра обороны Биньямина Бен-Элиэзера Израиль заявил о ближайшей политической цели. Речь идет об отставке Арафата. Это ход мощный, неожиданный и, как представляется, весьма эффективный. Немаловажно, что сделал его Бен-Элиэзер, пользующийся, несмотря на свою милитаристскую должность, репутацией "голубя". Причем в достаточно мягком тоне: мол, пришло время заменить нобелевского лауреата кем-нибудь помоложе и поумеренней. Однако комментаторы уже называют это заявление "требованием". К тому есть все основания.

Вокруг палестино-израильского конфликта клубится немало мифов, ежедневно распространяемых в пресс-релизах внешнеполитических ведомств и оттуда попадающих в газеты. Один из самых устойчивых мифов заключается в том, что и всякий теракт палестинцев, и очередное вторжение израильтян на территорию Палестинской автономии чреваты войной. Грех такое говорить, но если бы война была возможна, то в ближневосточном туннеле мог бы замаячить свет. Ибо война - это нечто определенное и порой краткосрочное: вспомним хоть Шестидневную войну 1967 года. В войне есть победитель, которого не судят, и побежденный, который обречен плакать и платить репарации. Война - это взрыв насилия и акт капитуляции, почти всегда приводящий к миру. На Ближнем Востоке сейчас нет ни мира, ни войны.

Сравнение хромает, но представим себе крохотную, хорошо вооруженную Россию, окруженную огромной, бедной и воинственной Чечней. Примерно таково положение Израиля в арабском мире (и неслучайно, кстати, во всем цивилизованном мире лишь израильские политики поддерживают нашу контртеррористическую бойню в Чечне). Израиль обречен воевать с невидимыми камикадзе, затем устраивать образцово-показательную порку палестинскому руководству и - терять лицо в глазах мирового общественного мнения.

Ясир Арафат. Фото Reuters Арафат по-своему гений: он первым из радикальных арабских лидеров стал взывать к гуманизму - одной из основополагающих ценностей западного мира. Он сумел, демонстрируя телерепортерам своих убитых и искалеченных граждан, переломить сознание западных политиков и избирателей. Он сделал израильских лидеров заложниками контртеррористических операций. Задолго до разных ястржембских он превратил смерть в пиаровскую акцию. И это производило и производит сильнейшее впечатление, потому что палестинские дети и взрослые гибли и гибнут всерьез. Как, впрочем, и израильские, но зритель видит на картинке главное различие: израильтяне вооружены до зубов, а палестинцы, как правило, камнями. У палестинцев есть политические цели, у евреев их нет. Оттого Израиль проигрывал.

Теперь Арафату с благодарностью возвращают удар. Теперь у Израиля есть четко проартикулированое политическое условие - отставка бывшего партнера по переговорам и чуть ли не союзника. Теперь палестинский народ в глазах мирового общественного мнения становится заложником безумных действий или не менее безумного бездействия лидера ООП. Теперь, если израильтяне будут упорствовать в этом своем требовании - отставка Арафата в обмен на уход с территорий, продолжение мирных переговоров, создание Палестинского государства и т.д., - старый вождь окажется в яме, которую много лет старательно рыл для своих врагов. Добавим к этому, что американским переговорщикам он уже осточертел до последней степени, и это нередко прорывается в их речах: мол, парень потерян, потому что винит в своих бедах всех кроме себя. Да и в арабском мире отставку Арафата явно переживут без слез: при всей нелюбви к Израилю от бесконечной бойни там уже устали.

Похоже на то, что председатель ООП обречен. Но это, конечно, не значит, что с его уходом кончится бойня. Помимо "практических и умеренных людей", о которых размышляет слух Бен-Элиэзер, в Палестине немало отморозков, мечтающих лишь об убийствах и окончательном решении израильского вопроса. Конца этому не видно. Отставка Ясира Арафата - необходимое, но недостаточное условие для возобновления мирного диалога. Надежда лишь на чудо, каких уже немало повидали на этой земле. В одном из них поучаствовал и сам нобелевский лауреат.

Илья Мильштейн, 15.08.2001