статья Маховик убийств работает от вечного движка

Илья Мильштейн, 10.08.2001
Палестинец из движения ХАМАС. Фото Reuters

Палестинец из движения ХАМАС. Фото Reuters

Израильские войска приступили к переговорам с Арафатом. Ночью авиация бомбила город Рамаллу на Западном берегу Иордана. Спецназ захватил Дом представительства национальной администрации Палестины и штаб-квартиру ООП. В сектор Газы выдвинуты танки.

Акцию возмездия легко было предугадать. Как и реакцию в мире на последний теракт палестинцев в иерусалимской пиццерии. Истощив свои запасы терпения, израильтяне обрушивают удар за ударом на позиции палестинцев. Не видя выхода в военных действиях, западные политики призывают обе стороны к сдержанности и отказу от применения силы.

Израильско-палестинский конфликт - самый прогнозируемый из всех, что происходят сегодня в мире. Ясно, как поступят израильтяне в ответ на новый теракт. Известно, чем ответят палестинцы на акцию возмездия. Понятно, что скажут на это в вашингтонском Белом доме и в российском МИДе. В очередной раз Израиль твердо решил покончить с Арафатом. В очередной раз мировое сообщество, прежде всего американцы, стремятся вынудить Шарона продолжать мирные переговоры с законной палестинской властью.

Слово "тупик" по отношению к этим событиям и этим переговорам слишком мягко и оттого совершенно бессмысленно. На Ближнем Востоке происходит нечто худшее: война под прикрытием переговоров. Из года в год, изо дня в день. Переговоры, как и война, - синоним массовых убийств. Что делать? План директора ЦРУ Тенета, как и прочие американские мирные инициативы, похоронен под обломками иерусалимского ресторана. Ликвидация того же Арафата, равно как и его подельников из ХАМАСа, "Исламского джихада" и прочих подобных организаций, ни к чему не приведет: на место погибших встанут новые герои... Тотальная оккупация Палестины тоже бессмысленна: растянутая на долгие сроки, она сулит Израилю лишь политические поражения, никоим образом не снижая уровень террора. Лидеры террористов заявляют, что по Израилю по-прежнему бродят камикадзе; этим заявлениям можно верить.

Дело обстоит даже еще хуже: размышляя об этой бесконечной войне, ясно понимаешь, что палестинцы с евреями никогда не будут жить в мире. Даже если предположить, что какое-нибудь израильское правительство пойдет на все условия палестинцев, согласится со всеми их территориальными претензиями, - мира не будет. Маховик убийств и взаимной ненависти работает в автономном режиме, от вечного движка. Эти двое - израильтянин и палестинец - всегда будут убивать друг друга. Лозунги "убей араба!", "убей еврея!" всегда будут развеваться над этой пустыней и вечно претворяться в жизнь.

Искать правых и виноватых в этой ситуации занятие тяжкое. Каждый выбирает для себя - в меру национальных привязанностей и прочих иррациональных понятий. Впрочем, имеется один тест, довольно точно определяющий происходящее на Ближнем Востоке. Представим, что Палестина обладает всеми теми преимуществами, какие есть у Израиля: военной мощью и поддержкой сверхдержавы. Зададимся вопросом: сколько лет, дней, а точнее минут просуществовал бы Израиль, если бы тотальное военное превосходство было бы на стороне Арафата? Можно не отвечать.

Илья Мильштейн, 10.08.2001