статья Реалистичный уровень убийств

Максим Поляков, 03.07.2001
На похоронах еврейского поселенца Дорона Зиссермана, убитого на Западном берегу 19 июня. Фото Reuters

На похоронах еврейского поселенца Дорона Зиссермана, убитого на Западном берегу 19 июня. Фото Reuters

Резко сократившееся в последние недели количество репортажей с Ближнего Востока вовсе не означает того, что на Святой Земле наступило долгожданное перемирие. Так же убивают, так же стреляют, просто последний громкий теракт, происшедший месяц назад, всего-навсего поднял планку траура, и теперь один-два трупа почти каждый день уже не "разведут" среднестатистического телезрителя на пристальный просмотр очередного эпизода военного сериала.

Тем более что большинство убитых за последнее время - еврейские поселенцы, проживающие на Западном берегу Иордана, то есть люди, чья смерть у мировой общественности не может вызывать сочувствия по определению. Поселенец воспринимается как бородатый еврей-оккупант с автоматом "узи", который самим своим присутствием на территориях провоцирует арабов на убийство. В действительности это может быть пожилой водитель грузовика, доставивший в арабскую деревню продукты, или полугодовалый мальчик, которого родители везли к бабушке, или знаменитый на всю округу своим гостеприимством греческий монах, или 27-летняя девушка Катя, просто ехавшая с маленьким сыном в автомобиле по шоссе, соединяющем два еврейских поселения, или кто-нибудь, кто погиб только что, пока писался этот текст, и о чьей смерти еще не объявлено.

Ровно месяц назад, когда израильтяне хоронили убитых на дискотеке детей, председатель Национального совета Палестинской автономии Ясир Арафат еще не исключал того, что ему придется расстаться с этим красивым титулом и вновь стать лидером Организации освобождения Палестины - с речью о том, что с Арафата больше взять нечего, выступил не безымянный бородатый поселенец с "узи", а Биньямин Бен-Элиэзер, министр обороны Израиля и в прошлом активный сторонник мирного завершения конфликта. Арафат заявил о том, что приложит максимум усилий, чтобы прекратить террор. Правда, речь шла, как выяснилось, только о территории Государства Израиль, а никак не о секторе Газы и Западном береге. И израильтяне остались верны политике прекращения огня, в очередной раз обратившись за помощью к американцам.

Директор ЦРУ Джордж Тенет привез на Ближний Восток очередной план, в соответствии с которым в обмен на прекращение террора Израиль должен отвести свои войска на позиции, на которых они находились до начала новой интифады, и прекратить преследование террористов на территории Палестинской автономии. Обе стороны по традиции приняли американские инициативы, после чего и были убиты перечисленные выше граждане Израиля. Израиль возобновил атаки на цели терррористов внутри автономии.

Документ, составленный Джорджем Тенетом, был призван помочь палестинцам и израильтянам начать выполнение рекомендаций другого американского Джорджа - Митчелла. Для этого, в свою очередь, потребовалась поддержка Самого Большого Джорджа - и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон отправился в Вашингтон. И Джордж Буш наконец-то объяснил Шарону, что американцы понимают как "прекращение террора": это снижение террористической активности до "реалистичного уровня". Другими словами, существует некое отличное от нуля число евреев, которых можно убивать во время предусмотренного документом Тенета "контрольного периода", а "шаги по установлению взаимного доверия" - это и есть обязательство учитывать "реалистичность" уровня террора. Еще один повод для американцев посмеяться над интеллектом своего президента, еще один повод для израильтян убедиться в наивности своих упований на помощь заокеанского союзника.

Однако, как бы то ни было, ни одного успешного массового теракта в пределах Израиля за последний месяц не произошло. Тут и там, конечно, взлетали в воздух автомобили, ни с того ни с сего рвались мусорные баки, но ничего похожего на взрыв месячной давности не наблюдалось. Что безусловно говорит о том, что Арафат может, когда хочет. Он хозяин положения на территории автономии, и именно он регулирует тот самый уровень террористической активности, о котором говорил Шарону Буш.

Максим Поляков, 03.07.2001