статья Это же Ариэль!

Иван Жуков, 29.01.2003
Фото DPA

Фото DPA

Вчерашние всеобщие выборы в Израиле уверенно выиграл "Ликуд" - партия действующего премьера Ариэля Шарона. Согласно предварительным итогам, "Ликуд" получил 30,8% голосов и может рассчитывать на 37 мест в 120-местном кнессете. Впрочем, в победе Шарона никто не сомневался. Зато разрыв между "Ликудом" и его вечным соперником - левой "Аводой" - оказался еще большим, чем ожидалось: "Авода" со своими 15,8% получит максимум 19 кресел - вместо 26 в кнессете прежнего созыва. Для самой мощной когда-то партии страны ("Авода" непрерывно находилась у власти первые 29 лет существования Израиля) это полный разгром. Более того, даже со второго места "Аводу" чуть не потеснили центристы - светская партия "Шинуй". Но окончательного унижения все же удалось избежать: согласно предварительным результатам, "Шинуй" занял третье место (12,5%, 15 мест), выбив на четвертое ультраортодоксов из "ШАС": у тех 8,5% и 11 мест (вместо 17 в прошлом кнессете).

Всего из 27 партий, принимавших участие в выборах, в парламент прошли 13. Семь мест получило правое "Национальное единство" Авигдора Либермана, 6 - левый "Мерец" (это катастрофа: вдвое меньше, чем в кнессете прошлого созыва; лидер партии Йоси Сарид уже объявил о своей отставке). У "Исраэль ба-Алия" Натана Щаранского - 2 кресла, столько же - у Объединенного арабского списка, представляющего арабов - граждан Израиля). Окончательные данные будут обнародованы утром в пятницу, однако принципиальных изменений, судя по всему, ждать не приходится.

Еще одна особенность нынешних выборов - чрезвычайно низкая явка избирателей. По предварительным данным, в выборах приняли участие всего около 68% граждан, имеющих право голоса. Это абсолютный минимум за всю историю страны. Предыдущий рекорд пассивности (75%) держался с 1949 года.

Победа "Ликуда" оказалась еще более убедительной, чем предсказывали опросы: накануне выборов правые рассчитывали максимум на 31 место (в прошлом составе кнессета у "Ликуда" было всего 19 кресел). Победе Шарона, конечно, способствовали его обещания продолжать жесткую линию в палестинском вопросе (Шарон, как известно, отказывается от любых переговорах с палестинцами до полного прекращения террора; согласно опросам, эту позицию одобряет большинство израильтян).

Шарон, ставший первым со времен Ицхака Рабина премьер-министром, переизбранным на второй срок, уже назвал победу "исторической", но напомнил, что праздновать рано: терроризм, иракский кризис и экономическая стагнация по-прежнему угрожают самому существованию страны. "Пришло время сплотиться", - сказал Шарон и пообещал, что не собирается "ни при каких обстоятельствах" формировать правый кабинет. В ближайшие дни, сказал премьер, начнутся переговоры о "возможно более широком" коалиционном правительстве. Шарон пообещал, что, если правительство национального единства сформировать не удастся, будут назначены новые выборы. Однако соратники Шарона, кажется, все же не исключают возможности образования правого кабинета. Министр финансов в правительстве Шарона Сильван Шалом заявил газете Ha'aretz: "Мы готовы к трем вариантам: сформировать коалицию с "Аводой", коалицию с "Шинуем" и, наконец, правое правительство. Теоретически во всех трех случаях возможен стабильный и работоспособный кабинет".

Но только теоретически. Как известно, в Израиле действует система пропорционального представительства, причем барьер, который партия должна преодолеть для попадания в парламент, составляет всего 1,5% голосов. В результате в кнессет обычно проходит много партий, так что сформировать однопартийное парламентское большинство не удается уже довольно давно. Следовательно, и для формирования кабинета всегда необходима коалиция - вопрос только в том, насколько широкой она будет. На формирование кабинета закон отводит 28 дней, однако в действительности переговоры иногда затягиваются на месяцы.

Пока что лидер "Аводы", мэр Хайфы Амрам Мицна, заявляет, что "не свернет с пути надежды" и "не поступится принципами в борьбе за министерские кресла" - иными словами, откажется участвовать в коалиции. Впрочем, "Авода", потерпевшая самое тяжелое поражение за всю свою историю, сейчас находится в состоянии вполне объяснимой депрессии, да и политическая судьба ее лидера не вполне ясна. По адресу Мицны сейчас, конечно, только ленивый не выскажет упреков, а 19 кресел - не тот политический капитал, который гарантирует ему и в дальнейшем пост главы партии (даже при самом неудачном раскладе аналитики "Аводы" не допускали возможности, что партия получит меньше 20 мест).

Зато лидер партии "Шинуй" Томи Лапид вполне готов к переговорам - причем со всеми сразу. Лапид уже звонил Мицне и уговаривал его принять участие в формировании кабинета, с тем чтобы, как он выразился, "выковать светское правительство, покоящееся на трех столпах - "Ликуде", "Аводе" и "Шинуе". Вообще можно предположить, что роль центристов в грядущих переговорах будет предельно важной: уже сегодня ночью Лапид развил бешеную активность. Практически одновременно с переговорами с Мицной хитрый центрист предложил Шарону сформировать двухпартийное "светское правительство единства". Кроме того, лидер партии, в программе которой есть пункты, совершенно неприемлемые для ортодоксальных израильтян (в частности, "Шинуй" предлагает отменить освобождение от армейской службы для юношей из религиозных семей) успел сделать приглашающий жест и в сторону религиозных партий (прежде всего "ШАС"): "Мы говорим верующим людям в этой стране: не бойтесь нас. Мы не против религии, мы не против евреев, и мы не против религиозных евреев. Мы всего лишь против использования религии в целях власти или наживы".

В ближайшие дни и недели будет формироваться кабинет. То есть следует ждать напряженных консультаций, образования и распада неожиданных альянсов: мелкие партии будут стараться подороже продать свое участие в коалиции. Единственное политическое объединение, которое будет избавлено от этих приятных хлопот, - Объединенный арабский список: в условиях продолжающегося палестинского террора ни одна коалиция ни за что не будет включать арабов.

Что же касается более далекой перспективы, она неясна. Сегодня ночью Шарон сказал, что за последние годы Израиль пережил, пожалуй, слишком много выборов, и выразил надежду, что вновь избранному составу кнессета удастся отработать весь предусмотренный законом срок. В ответ Амрам Мицна, комментируя поражение, заявил, что его партия все равно победит - "не завтра, так послезавтра". Многие наблюдатели полагают, что новых досрочных выборов можно ждать уже в следующем году.

Иван Жуков, 29.01.2003


новость Новости по теме