статья О дивный новый Ирак

Владимир Абаринов, 15.08.2002
Шариф Али Бин Аль-Хуссейн. Фото AP

Шариф Али Бин Аль-Хуссейн. Фото AP

Саддам Хусейн остается врагом США до тех пор, "пока не доказано обратное", заявил Джордж Буш журналистам перед началом игры в гольф в Техасе, где он проводит свой отпуск. "Я уверен, что американский народ сознает угрозу, которую представляет собой оружие массового уничтожения в руках таких лидеров, как Саддам Хусейн", - сказал президент, добавив, что он продолжает консультации с Конгрессом и что никакого крайнего срока для вынесения окончательного решения не существует.

Вместе с тем в Вашингтоне мало кто сомневается в том, что Белый дом отдает предпочтение силовому решению. Хорошо осведомленные источники утверждают, что министр обороны США Дональд Рамсфелд был разъярен недавней утечкой секретного плана военной операции против Ирака в газету New York Times и намерен найти виновников и примерно наказать их вплоть до уголовного преследования.

В четверг на прошлой неделе в Багдаде прошел военный парад по случаю очередной годовщины окончания ирано-иракской войны. Обращаясь к народу, Саддам Хусейн заявил, что "силы зла" "потерпят сокрушительное поражение", если посмеют вторгнуться в Ирак. На США эти инвективы не произвели ни малейшего впечатления. Вашингтон ответил багдадскому диктатору заявлением представителя пресс-службы Белого дома Скотта Макклеллана, который сказал, что речь Саддама нисколько не изменила подход президента к иракской проблеме. В тот же день генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что иракское правительство "ни на дюйм" не продвинулось к выполнению требований Совета Безопасности. Вечером того же дня в Вашингтон из Лондона прибыла делегация вождей иракской оппозиции во главе с президентом Иракского национального конгресса Ахмедом Чалаби. В делегацию входят представители шести групп, действующих в изгнании, в том числе двух курдских организаций, а также Шариф Али Бин Аль-Хуссейн, двоюродный брат последнего короля Ирака из династии Хашемитов, который считает себя престолонаследником.

Иракские оппозиционеры были приглашены в США заместителем государственного секретаря Марком Гроссманом и заместителем министра обороны Дагласом Фейтом, которые и провели с ними основные переговоры. Американская пресса отнеслась к визиту делегации с понятным интересом, при этом не преминув отметить, что изгнанники облачены в костюмы лондонского индпошива отличного сукна и кроя, а из марок наручных часов признают только ролексы. В прошлом месяце Конгресс выделил антисаддамовцам по запросу правительства дополнительно восемь миллионов долларов до конца текущего года, однако у Иракского национального конгресса возникли проблемы с бухгалтерской отчетностью, и госдепартамент придержал выплаты, покуда стороны не пришли к согласию, на что следует потратить эти деньги.

Еще более насторожили американцев публичные заявления визитеров о том, что перед Соединенными Штатами, если они примут решение о силовом сценарии, стоит, мол, легкая задача. "Никто в Ираке не будет защищать этот режим, - заявил репротерам сразу по прибытии в американскую столицу Шариф Али Бин Аль-Хуссейн. - Ни регулярная армия, ни республиканская гвардия, ни службы безопасности, ни население в целом. Весь Ирак в течение многих лет страдает под гнетом режима Саддама Хусейна, и нет ни единого человека вне правящего круга, который будет сражаться и защищать его". Лидер Патриотического союза Курдистана Джалал Талабани, в свою очередь, сообщил в интервью CNN, что американские войска встретят самый теплый прием на севере Ирака и получат в свое распоряжение аэродромы и другие потребные для успешного вторжения военные объекты.

По словам лондонских оппозиционеров, на переговорах шла речь главным образом о послевоенном государственном устройстве Ирака. Должностные лица США комментируют визит в обтекаемых выражениях, не вдаваясь в детали. Тем не менее доля истины в заявлениях иракцев, видимо, есть. О том, что "грядет постсаддамовская эпоха", пресс-секретарь госдепартаменнта Филип Рикер заявил накануне прибытия делегации. В субботу делегация прибыла в Белый дом, где уже не было ни президента, ни вице-президента - оба отбыли в отпуск. Однако Дик Чейни, отдыхающий в Вайоминге, провел с визитерами 40-минутную видеоконференцию, а Дональд Рамсфелд и председатель Объединенного штаба генерал Ричард Майерс участвовали в беседе лично.

"Сухой остаток" этого разговора оказался в значительной мере неожиданным. Американская сторона со всей определенностью заявила, что ее устроит только установление демократического режима в Ираке. Это означает, что Вашингтон отнюдь не планирует заменить одного диктатора другим, лояльным США, а намерен сломать всю государственную структуру Ирака. Такой подход, судя по всему, неприятно удивил некоторых представителей иракской оппозиции, которые постоянно утверждают, что режим Саддама прогнил до основания, что высшие чины армии и спецслужб активно участвуют в заговоре и что достаточно лишь небольшого внешнего усилия для того, чтобы опрокинуть малочисленную правящую клику. Потенциальных переворотчиков, равно как и кандидатов на замещение вакансии, постигло жестокое разочарование. Другим важным пунктом мирного плана стала территориальная целостность страны. Наконец, Вашингтон недвусмысленно подчеркнул необходимость преодоления разногласий между различными оппозиционными группами.

"В Ираке есть действующие государственные институты, - твердил Аль-Хуссейн уже после беседы с Чейни. - В Ираке есть структуры". При этом он продолжал строить наполеоновские планы: "Мы - оппозиция, которую вы видите снаружи, и оппозиция, которую вы не видите внутри, - восстанем против Саддама в случае американской атаки. Мы не будем сидеть сложа руки и ждать развития событий - мы возглавим события. И сейчас мы пытаемся возглавлять политический процесс. Речь идет об иракском народе, и мы сохраняем за собой право решать, какая форма власти придет после Саддама Хусейна".

Представитель госдепартамента Филип Рикер ограничился тем, что назвал состоявшуюся дискуссию "плодотворной" и сообщил, что стороны обсудили перспективы проведения в ближайшие месяцы "большой расширенной политической конференции" иракских оппозиционных группировок. Он заявил также, что вопрос о восьми миллионах пока не решен.

Американское общественное мнение поддерживает идею военной операции против Саддама. Согласно опросу Washington Post/ABC News, в пользу вторжения высказались 69 процентов избирателей, 27 - против и 9 не имеют мнения. На вопрос, представляет ли Ирак угрозу для США, 79 процентов ответили "да". Однако на вопрос, считают ли они, что президент имеет "ясную иракскую политику", утвердительно ответили лишь 45 процентов опрошенных; 42 процента так не думают и 14 затрудняются ответить. Наконец, 75 процентов американцев полагают, что президент должен получить санкцию Конгресса на силовой сценарий.

ИНФОРМБЮРО: Война с террором
Он ворюга, а не только кровопийца - Грани.Ру, 06.05.2002
Русские своих не бросают - Грани.Ру, 21.03.2002
Пусть сильнее грянет "Буря" - Грани.Ру, 15.02.2002
Багдадский калиф и его волшебная палочка - Грани.Ру, 18.10.2001
У иракских собственная гордость - Грани.Ру, 12.10.2001
Дежа вю - Грани.Ру, 19.02.2001

Владимир Абаринов, 15.08.2002