статья Он ворюга, а не только кровопийца

Владимир Абаринов, 06.05.2002
pravda.ru

pravda.ru

Еще в начале прошлого года, едва приступив к обязанностям госсекретаря США и бегло ознакомившись с положением дел на "иракском фронте", Колин Пауэлл пришел к выводу, что международный режим санкций против багдадского режима вконец прохудился и нуждается отнюдь не в отмене или ослаблении, а в укреплении. О том, что санкции ООН ни в коей мере не препятствуют личному обогащению Саддама, финансированию его военных программ и поддержке международных террористов, эксперты знают давно. Не раз писали об этом и Грани.Ру. Однако полная картина аферы выясняется лишь теперь - благодаря расследованию, проведенному журналистами Wall Street Journal.

Как известно, режим санкций не раз модифицировался после того, как был введен решением Совета Безопасности в 1990 году в ответ на иракское вторжение в Кувейт. Реагируя на обвинения в том, что санкции привели к неисчислимым страданиям иракского народа, лишив его предметов первой необходимости, в том числе еды и лекарств, мировое сообщество разработало и в 1996 году привело в действие программу "нефть за продовольствие". Средства, вырученные от продажи иракской нефти, поступают на специальные банковские счета, подконтрольные Комитету ООН по санкциям. Эти деньги Багдад вправе тратить на закупку любых товаров гражданского назначения, выбирая поставщиков по собственному усмотрению. Объемы иракского нефтяного экспорта ограничены лишь производственными возможностями Ирака.

При новом режиме "умных санкций" одобрения ООН требует только продукция военного и двойного назначения, внесенная в особый список, который недавно окончательно согласовали США и Россия - единственный постоянный член СБ, выступивший в прошлом году против "умных санкций". Отчеты Комитета по санкциям свидетельствуют, что на спецсчетах Ирака скопились десятки миллионов неиспользованных долларов: Багдад предпочитает кричать на всех углах о лишениях народа, вместо того чтобы обеспечить этот народ всем необходимым.

Саддам Хусейн. Фото Reuters Саддама, естественно, ни в коей мере не устраивало "вмешательство" ООН в его "суверенные" дела, к коим он относил и разработку оружия массового уничтожения, и поддержку международного терроризма. Ему требовались живые деньги, которые он мог тратить по собственной прихоти, а не по указке какого-то там мирового сообщества. Эти чаяния багдадского правителя находили горячий отклик в Москве и Париже, которые пользовались явными преференциями при выборе Ираком торговых партнеров, будь то экспорт нефти или импорт гуманитарных товаров. Однако кроме демагогии аргументов в пользу снятия санкций не находилось, и режим оставался в силе, чему немало способствовали капризы Саддама, то допускающего в страну инспекторов ООН, как того требуют резолюции СБ, то изгоняющего их, как только они обнаруживают признаки хранения и производства оружия массового уничтожения.

Осознав, что плетью обуха не перешибешь, Багдад изобрел схему сокрытия нефтяных доходов. Схема до смешного примитивная и чрезвычайно наглая. Продажную цену иракской нефти определяет Комитет ООН по санкциям. Ирак в лице своего монополиста - Государственной организации по нефтяному маркетингу (SOMO - State Oil Marketing Organization) просто устанавливает "надбавку" к цене за каждый проданный баррель, которая не отражается в финансовой отчетности ни поставщика, ни покупателя, а направляется на особые счета в банках третьих стран - например, Иордании. Из списка кандидатов в посредники, уже одобренного Комитетом по санкциям, Ирак выбирает тех, кто готов платить надбавку, отдавая предпочтение мелким малоизвестным компаниям, не опасающимся подорвать свою деловую репутацию. Посредник, перепродавая нефть, включает разницу в свою цену. Размер нелегальной "маржи" составляет, по оценке специалистов ООН, от 20 до 70 центов за баррель. Обычная прибыль посредника, перепродающего нефть других стран, - 1-5 центов за баррель. Вкупе с контрабандными поставками нефти в Сирию, Турцию и Иорданию неподконтрольные ООН нефтяные доходы Саддама составляют примерно 2,5 миллиарда долларов в год.

Крупнейшие американские покупатели иракской нефти - компании ChevronTexaco, Exxon Mobil и Valero Energy. Они получают ее через посредников и не видят необходимости в расследовать, куда уходят деньги, - Саддаму, во всяком случае, платят не они.

Само собой разумеется, при такой постановке дела Ирак заинтересован в поддержании как можно более низкой официальной цены на свою нефть. Согласно существующей процедуре, Ирак предлагает свою цену, которая затем утверждается Комитетом по санкциям, куда входят все 15 членов Совета Безопасности. Бывший эксперт этого комитета американец Морис Лоренц рассказал журналистам Wall Street Journal о своих постоянных спорах о цене иракской нефти с российским экспертом Александром Крамером, который продолжает работать в комитете и отказался комментировать это сообщение. В результате, по подсчетам независимых экспертов, утвержденная комитетом цена иракской нефти всегда ниже рыночной на 35-65 центов за баррель.

Подозревая мошенничество, Комитет по санкциям не имеет полномочий ни проверить свои подозрения, ни заставить Ирак расторгнуть контракт с тем или иным реэкспортером. ООН, пишет американская газета, опасается любых осложнений в программе "нефть за продовольствие", а потому вынуждена постоянно идти на компромиссы.

Вот один из примеров сделок с иракской нефтью. В апреле этого года голландская компания Trafigura Beheer BV купила 1,96 млн баррелей иракской нефти у французского посредника Ibex Energy, заплатив 760 тысяч долларов официально плюс 40 центов за баррель в качестве нелегальной надбавки. Trafigura затем продала нефть американской нефтеперерабатывающей компании Koch Petroleum Group (недавно переименовавшей себя в Flint Hills Resources LP), включив в цену 40 центов надбавки плюс 5 центов своих комиссионных и накладных расходов. Компания же Ibex приобрела нефть у российской государственной "Зарубежнефти", представители которой отказались комментировать эту информацию.

С начала своей реализации программа "нефть за продовольствие" принесла Ираку 52 миллиарда долларов. Часть этих средств идет на выплату репараций Кувейту и курдскому населению Северного Ирака, которое Саддам в 1998 году подверг газовой атаке, убив около пяти тысяч человек. На гуманитарные закупки Ирак потратил пока лишь 21,4 миллиарда долларов. Еще 5,1 миллиарда заблокированы американскими и британскими представителями в Комитете по санкциям как имеющие военное назначение. Введенный Саддамом 8 апреля месячный мораторий на экспорт нефти лишил Ирак доходов в размере 1,3 миллиарда долларов.

Интересно, что Россия, чьи компании-посредники понесли немалые убытки вследствие очередного фортеля Саддама, стоически терпит новое вероломство - вероятно, Москва все еще надеется, что эта лояльность ей зачтется. Например, что Саддам все-таки заплатит России иракские долги. Хотя непонятно, что мешает Саддаму заплатить уже сейчас.

Русские своих не бросают - Грани.Ру, 21.03.2002
Пусть сильнее грянет "Буря" - Грани.Ру, 15.02.2002
Багдадский калиф и его волшебная палочка - Грани.Ру, 18.10.2001
У иракских собственная гордость - Грани.Ру, 12.10.2001
Дежа вю - Грани.Ру, 19.02.2001

Владимир Абаринов, 06.05.2002